Найти тему
Журнал не о платьях

"Женщины-вамп живут долго и счастливо, потому что ничего не берут в голову". Теда Бара и эпоха декаданса

Оглавление

Теда Бара в фильме "Клеопатра". Источник фото: kino-teatr.ru
Теда Бара в фильме "Клеопатра". Источник фото: kino-teatr.ru

"Не жаловаться, а приветствовать свою гибель". Чему нас учит декаданс

Эпоха декаданса притягательна: лиловые шелка, терпкие страсти, бессонные ночи, шампанское, танго, стихи. Она возвращается к нам из начала ХХ века вновь и вновь -- то в музыке, то в моде, то в минутном настроении...

Наши консультанты:

  • Константин Богомолов, имидж-дизайнер, аналитик моды
  • Вита Банга, искусствовед

Морали нет, есть только красота!

Декаданс соткан из восхищения красотой увядания и поэзии смерти (в переводе с французского -- «упадок»). Он пронизан печалью, ибо «все проходит», миг счастья краток, а самые прекрасные чувства способны принести гибель. Декаденты наслаждаются прекрасным вне зависимости от того, насколько предмет восхищения соответствует нормам морали и нравственности.

  • Шарль Бодлер в книге стихов «Цветы зла» (1857) утверждал, что не только добро, но и зло бывает прекрасным.
"Цветы зла". Почему их влекло к «плохому»: Франсуаза Саган, Скотт Фицджеральд, Дженис Джоплин, Иоанна Хмелевская
Тайные знания Лилит31 января 2020
  • Критик Теофил Готье восхитился его идеей и назвал ее вкупе со всеми «упадническими» стихами Бодлера декадансом. Так волшебное слово прозвучало впервые.
  • А через 27 лет Жорис Карл Гюисманс, чиновник французского министерства внутренних дел, который всю жизнь успешно совмещал службу и писательский труд, создал свой шедевр -- роман «Наоборот». Герой книги был аристократом, оплакивал закат дворянства, предавался утонченным удовольствиям, наслаждался поэзией времен упадка Римской империи и сокрушался над печальной судьбой латыни -- некогда великого языка. Он не желал видеть реальность и создал свой мир, где искусственная красота ценилась выше, чем природная. Роман Гюисманса стал манифестом всех тех, кто остро переживал закат дворянской эры. И постоянно звучавшим в нем словом «декаданс» обозначили целое направление в философии, искусстве и стиле жизни Европы конца XIXвека.
"Цветы зла". Почему их влекло к «плохому»: Франсуаза Саган, Скотт Фицджеральд, Дженис Джоплин, Иоанна Хмелевская
Тайные знания Лилит31 января 2020

Это было время, когда в моду входил здоровый образ жизни: гимнастика, теннис, спортивные соревнования и велосипедные прогулки. Келлог придумал самую здоровую пищу в мире -- витаминизированные зерновые хлопья «имени себя». В домах вспыхнуло электричество, изобрели лифт и телефон, вовсю дымили трубы фабрик, заводов и пароходов. И как реакция на этот деловой, здоровый, жизнерадостный офисно-фабричный и спортивно-физкультурный стиль возник декаданс -- порочно-прекрасный, элегантно-развратный и стильно-болезненный. Декаданс прощался не просто с очередным по счету веком. Он прощался с великой цивилизацией «дворянских шпаг и длинных платьев». Отпускать ее было трудно и жалко. Чтобы расстаться с нею, потребовалась великая катастрофа -- Первая мировая война. Предчувствием ее пронизаны все шедевры декаданса.

"Цветы зла". Почему их влекло к «плохому»: Франсуаза Саган, Скотт Фицджеральд, Дженис Джоплин, Иоанна Хмелевская
Тайные знания Лилит31 января 2020

Как это по-человечески трогательно -- не оплакивать, а восхищаться, не жаловаться, а приветствовать свою гибель. И всякий раз, как только мы провожаем что-то прекрасное, в нашей душе, в нашем стиле и образе жизни начинают звучать мотивы декаданса.

Прощай, женщина-цветок!

Ее, хрупкую и не приспособленную к тяготам быта, оставляли в прошлом. Новое время требовало иной героини -- работницы, а не музы. Красавица эпохи декаданса изысканна до абсурда. Для нее великий модельер Поль Пуаре сконструировал платье-кий -- настолько зауженное книзу, что в нем можно было передвигаться только десятисантиметровыми шажками⤵️

Источник фото: muzcentrum.ru
Источник фото: muzcentrum.ru

Да и зачем женщине-цветку ходить? Ее возили в экипажах на балы и доносили на руках до спальни. Ее томную головку венчала огромная широкополая шляпа, убранная гигантскими страусовыми перьями. Она любила лиловые и фиолетовые шелка, отдавала предпочтение мистическому серебру перед мещанским золотом, пользовалась огромным количеством жемчужной пудры.

Женщина-цветок была абсолютно бесполезна с бытовой точки зрения: не работала, посуду не мыла, детей если и рожала, то никогда не выкармливала, не нянчила и не воспитывала, носки мужу не стирала, еду не готовила. Она отличалась невероятной хрупкостью и не выносила ни света дня, ни тьмы ночной и чувствовала себя счастливой только в сумерках. Очень поэтично изображал таких красавиц художник Альфонс Муха⤵️

Источник фото: Pinterest
Источник фото: Pinterest

Любимые цветы декаданса

Лилии, орхидеи, ирисы, левкои -- все усложненное, роскошное, ароматное, с налетом искусственности.

"Цветы зла". Почему их влекло к «плохому»: Франсуаза Саган, Скотт Фицджеральд, Дженис Джоплин, Иоанна Хмелевская
Тайные знания Лилит31 января 2020

Женщина-вамп: использует и забудет

Декаданс подарил нам образ и женщины-вамп, пришедшей на смену «цветку». Она отличается редкой психологической устойчивостью и приспособляемостью. «Вамп» получает от мужчин все, что ей нужно -- деньги, драгоценности, удовольствия и развлечения, доводит любовников до болезни и до могилы, запросто через них переступает, никого не жалеет и от мук совести не страдает. Она искушена во всех порочных наслаждениях. Мужчины выстраиваются у ее дверей в длинную очередь, томимые желанием отдаться ей и быть съеденными вместе со своим состоянием.

Термин «женщина-вамп» обязан своим появлением звезде немого кино американке Теде Баре⤵️

Теда Бара. Источник фото: вконтакте
Теда Бара. Источник фото: вконтакте

Теодосия Барр Гутман появилась на свет в Цинциннати в еврейской семье. Папа кроил платья и шил костюмы, мама делала парики. Теда играла в нью-йоркских театрах второстепенные роли, много работала, интриговала, но особого успеха не добилась и уже готовилась сойти со сцены, как незадолго до тридцатилетия ее заметил режиссер Фрэнк Пауэлл. Она поразила его грубоватой красотой и силой духа, ибо отличалась большим сексуальным и жизненным опытом, практичностью и ясным умом. Фрэнк создал образ «вамп» на основе характера красавицы. Он придумал ей новое имя, выбелил лицо, обвел черной подводкой и без того громадные глаза, убавил возраст на семь лет и сочинил два варианта ее биографии. Для романтиков -- будто бы прекрасная француженка уснула в тени сфинкса у пирамид и зачала Теду от лунного луча. И для прагматиков -- в Египте встретились актриса-француженка и художник-итальянец, и Теда явилась плодом страстной любви.

В 1915 году Теда сыграла в его фильме «Уничтожение» роль вампирши, которая соблазняла и губила мужчин. Фильм пользовался бешеным успехом, и в моду вошло новое выражение: «женщина-вамп». Актриса за пять лет снялась в 38 фильмах в ролях великих любовниц -- Клеопатры, Саломеи, Кармен. А потом оставила кино и очень удачно вышла замуж за режиссера Чарльза Брабина. Супруги превратили свои дома в Голливуде и Нью-Йорке в модные салоны, где собирали сливки кинематографического общества.

Умерла Теда в 80 лет -- женщины-вамп живут долго и счастливо, потому что ничего не берут в голову.

Новый символ искушения

Женщину часто называют змеей-искусительницей. И на картине «Грех» немецкий художник Франц фон Штук изобразил типичную «искусительницу»: полуобнаженную жгучую брюнетку, бледную, черноглазую, а плечи красавицы обвивает гигантский питон породы боа-констриктор⤵️

Источник фото: Википедия
Источник фото: Википедия

Эту коварную змею, которая душит жертву в своих объятиях, а потом проглатывает без остатка, декаденты часто сравнивали с женщиной. А модельеры ввели в женскую моду боа -- длинный шарф из перьев страуса, названный в честь змеи. Боа, как и многие иные предметы туалета в стиле декаданс, не обладал никаким практическим смыслом, а всего лишь украшал носительницу и подчеркивал грешную соблазнительность ее натуры.

«Как денди лондонский одет»

Последними великими представителями дендизма были писатель Оскар Уайльд и художник-график Обри Бердслей. Уайльд сам сочинял себе наряды: лимонные перчатки и пышное кружевное жабо, короткие штаны и башмаки с чулками и непременная выкрашенная зеленой краской гвоздика в петлице.

Источник фото: 24smi.org
Источник фото: 24smi.org

Он в своем лучшем романе создал бессмертный образ Дориана Грея, прекрасного юноши, чей портрет старел вместо него -- мечта любого декадента.

Гениальный Обри Бердслей прожил всего 25 лет. Он с семи лет страдал тяжелой формой туберкулеза и каждый миг ощущал дыхание смерти за своим плечом. Поэтому ему было глубоко наплевать на будущее.

Источник фото: Википедия
Источник фото: Википедия

И он позволял себе все: экстравагантно одеваться и постоянно носить в петлице увядшую розу, говорить что вздумается, любить сестру не братскою любовью и запечатлевать на бумаге самые смелые эротические фантазии. В век, когда качество художника оценивали по его умению играть оттенками разных цветов, он рисовал черными линиями и делал гравюры. Он мог прекрасно писать маслом -- но не хотел. И первым среди художников взял за основу японский рисунок с его точностью и выверенностью деталей, превращающих даже грубость и непристойность в эстетический шедевр.

Обри Бердслей «Одевание Хелены». Источник фото: artwall.ru
Обри Бердслей «Одевание Хелены». Источник фото: artwall.ru

Извилистые линии рисунка Бердслея легли в основу орнамента и эстетики стиля ар-нуво. Он иллюстрировал скандальную «Саломею» Оскара Уайльда про безответную любовь Саломеи к пророку и не менее скандальную «Лисистрату» Аристофана. В последний год своей жизни Бердслей ударился в католицизм, стал истово и истерично верующим, каялся в грехах. Но судьбу не перехитришь, и через год он скончался. Перед смертью просил уничтожить его непристойные гравюры и гравировальные доски, решив, что они неугодны Богу. Но друзья не выполнили его просьбу.

Ах, как они любили!

Любовь приветствовалась самая разная -- страстная и платоническая, гетеросексуальная и всякая иная. Ни в одном виде любви декаденты не видели ничего низкого и запретного, главное -- чтобы она проявлялась в эстетичной форме. Декаданс позволял утопиться в любом секс-пороке, но непременно -- с яркими и сильными чувствами, ни в коей мере не механически -- «для здоровья».

"Цветы зла". Почему их влекло к «плохому»: Франсуаза Саган, Скотт Фицджеральд, Дженис Джоплин, Иоанна Хмелевская
Тайные знания Лилит31 января 2020

Особым шиком считалась жизнь в «тройственном» браке. Причем гаремный вариант «две женщины и мужчина» находили простоватым и пошловатым, отдавая предпочтение союзу «двое мужчин и одна женщина» -- в клубке запутаннейших предпочтений и ориентаций. Так любили Любовь Менделеева, поэты Александр Блок и Андрей Белый, а также поэтесса Зинаида Гиппиус, писатель Дмитрий Мережковский и Дмитрий Философов -- редактор журнала «Новое время»⤵️

Окончание здесь⤵️

Галина Панц-Зайцева (с) "Лилит"