В Риге, на ул.Бривибас, близ Воздушного моста разбирают старый деревянный дом. Уже много лет покинутый жильцами, стыдливо прикрытый декоративной пластиковой завесой, ждал он своего конца. И вот пришёл его последний день…
На этом месте теперь гора обломков, разнообразная рухлядь, забытые игрушки, пластинки «Мелодии», которые уже никто и никогда не станет прослушивать. Всё кончено…
Рухнувшие стены явили скрытый до поры брандмауэр соседнего здания № 212, на котором обнаружилась невидимая ранее надпись «Я.Лаува», а под ней готической латиницей – «J.Lauwa». Очевидно, это обрывок рекламного объявления мануфактурного магазина Яниса Лаува. Более 120 лет надпись была скрыта от взглядов прохожих...
Дом появился на свет в 90-е годы XIX века, в эпоху «Золотого пятидесятилетия» Риги, времена Российской империи... Он многое видел, многое помнит.
В те годы улица Бривибас называлась Александровской, рядом ещё стояли Александровские ворота от которых начиналось Петербургское шоссе. Здесь 5 мая 1899 года проходили работницы фабрики «Джута», осмелившиеся отстаивать свои права. Неподалёку от этого места в тот день начался знаменитый «Рижский бунт»...
В 1906 году рядом с домом был построен первый в Риге виадук -- Воздушный мост.
В январе 1919 года мимо этих стен двигались вступавшие в город Красные латышские стрелки...
Летом 1941 года по Воздушному мосту отходили из Риги колонны беженцев, отступали войска, и в спину им стреляли антисоветские повстанцы...
Долгие послевоенные десятилетия мимо этого дома потоком шли автомобили, трамваи, троллейбусы, перевозившие многие тысячи хлопотливых, вечно спешащих пассажиров…
Многое видели эти стены, о многом могли бы рассказать… И вот теперь пришло время уйти.
Я всё понимаю. Каждому отмерен своё срок и наверное, этот старый деревянный дом, прожив более века, должен теперь исчезнуть. Но всё же мне грустно. Ещё один фрагмент истории моего Города безвозвратно ушёл в прошлое… (Написано в сентябре 2021 года, в Риге).
Размышления историка #1. О людях, живущих по мечте…
Размышления историка #5. О человеческой гордости
Размышления историка #7. О пустых, мёртвых душах
Продолжение следует