Как уже писала, однажды поинтересовалась у коллег, что можно ожидать клиентам в бизнес-консалтинге и чего эти клиенты ждут? Ведь известно, что наши эмоции и мнения зависят часто не от реальной ситуации, а от того, насколько она отличается от ожиданий. Обещали плохую погоду на выходных, а она хорошая – повод порадоваться (особенно если не стал отменять планы выехать на природу). Обещали хорошую, а пошел дождь – расстроился (хотя, учитывая жару на половине территории страны, там как раз дождю будут рады). Так вот – вопрос ожиданий очень важен. И обещать и формулировать надо так, чтобы это можно было исполнить. Может, потому у меня с моими заказчиками и складываются хорошие и долгосрочные отношения, что заранее обсуждаем и формулируем – кто за что отвечает, какой результат достижим, в чем его измерять и т.д.
Так вот, возвращаясь к вопросу результатов консалтинга. Еще одно мнение.
Момент очевидный, но почему-то часто ускользающий из зоны внимания. По какой задаче дается консультация? И насколько глубоко вовлекается в решение консультант – задает направление изменений, разрабатывает подробный план мероприятий, сопровождает их внедрение и проведение и т.д.
Например, в сфере подбора – консультант может подобрать человека с соответствующими профессиональными качествами и опытом, отсеять неподходящих, организовать взаимодействие между выбранными кандидатами и заказчиком. А вот когда человека взяли на работу, тут уже консультант за его деятельность нести не может. Бывает, руководители жалуются – мол, люди приходят с горящими глазами, хотят работать, достигать, а через пару месяцев сдуваются. Увы, если это не разовая ситуация, подобное с несколькими работниками происходит, то дело, скорей всего, не только и не столько в этих людях..
И получается – задача консультанта оценить соискателей или уже работающих сотрудников и дать объективную и максимально полную картину: по их хард и софт скилс, сильных сторонах, зонах роста (есть потенциал), возможностях развития в рамках компании и вне ее, рисках, которые этот человек может создавать. А также рекомендации, как с ним лучше взаимодействовать.
За что консультант отвечать не может? Во-первых, за то, что все пошло не так, потому что его рекомендации не были приняты к действию. В идеале, конечно, консультант изначально заказчику объясняет подробно и доходчиво, что надо учитывать все в комплексе – но если, условно говоря, консультант рекомендовал этого человека прилюдно хвалить, а на практике его успехи руководитель принимает как должное, то мотивация сотрудника действительно может за пару месяцев заметно снизиться.
Если проект по построению (изменению) системы мотивации, ответственность консультанта в том, чтобы она помогала достижению целей бизнеса – предлагаемый доход был привлекательным для тех кандидатов, которые интересны бизнесу, сама система достаточно понятной и удобной, аФОТ управляемым и не выходил за рамки разумного.
Эту ответственность можно на себя брать, если заказчик свою часть ответственности тоже на себя берет – предоставляет нужную информацию о своем бизнесе (причем объективную), готов реально вносить изменения, что от него тоже потребует сил и внутренней перестройки. Если же заказали консалтинг, а сведения дали, мягко говоря, не соответствующие действительности, или не готовы ничего менять – но «сделайте мне красиво» - то и результатов от консалтинга не будет.
Что скажете? По-моему, так и есть. Чтобы накачать пресс, мало получить от тренера персонально подобранную программу, нужно еще и тренироваться. Чтобы от консалтинга в бизнесе была польза, нужно внедрять предложенное консультантом. Если хотите изменений в бизнесе к лучшему, готовы действовать – пишите в мессенджерах на 7(931)009-26-76, обсудим.
Ранее на ту же тему: