Описание приёма у одной мерзкой особы, почувствовавшей власть.
22-го сего февраля нам случайно привелось быть в квартире попечителя (Тверская улица, дом 20), Песковских бедняков, обращающихся за помощью в комитет человеколюбивого общества, и полюбоваться тем бесцеремонным обращением, которое дозволяет себе попечитель, одутловатый, с крикливым голосом господин, с прибегающими к нему бедными.
Во-первых, господин попечитель, не разбирая ни пола, ни возраста, бесцеремонно обращается со всеми на «ты», приправляя всю свою фамильярную речь разными грубыми фразами, положительно не рекомендующими человека, принявшего на себя добровольное исправление должности, порученной ему благотворительным обществом.
Во-вторых, вот как он входит в нужды бедняков и как вообще понимает нужду. У стола его стоит девушка лет 14-15, весьма бедная и грязно одетая. Наружность ее красноречиво говорит, что ей частенько приходилось и приходится сидеть на хлебе и воде. Господин попечитель просматривает ее паспорт.
- Что ж ты врешь, что ты сидишь голодом? Ведь ты работаешь на фабрике? — грозно и начальнически вопрошает ее попечитель.
- Помилуйте, на что тут жить, когда я вырабатываю в день двадцать копеек, а в праздники у меня нет и этой выручки?
- Знаю я вас, жирно живете, на двадцать копеек очень можно прожить.
- Но ведь надо платье. Кроме того, у меня мать...
- Молчи! Мать твоя занимается стиркой!
- Она слепая старуха и всего работает в одном доме!
- Не разговаривать! Ступай вон! Ничего тебе не будет! - И господин попечитель озлобленно швыряет девушке ее паспорт. Просительница, печально поникнув головой и со слезами на глазах, медленно выходит из довольно богатой приемной господина попечителя.
- Надоело мне возиться с этой дрянью - сердито рычит господин попечитель, совершенно забывая, что перед ним стоит несколько человек этой «дряни», которая взывает к его милосердию, внимательности и снисходительности.
Очередь доходит до какой-то ветхой старушки, которая от слабости вся трясется и едва стоит на ногах. Господин попечитель, просмотрев ее паспорт, замечает, что она получает 100 рублей в год пенсии, которые ей с избытком довольно на проживание. И потому, несмотря на заявление старушки, что у нее две дочери, которые хотя и находятся в учении, но все-таки требуют от нее помощи и одежды, грубо и резко отказывает ей во всяком пособии и велит убираться вон.
Старушка пугается его крутого отказа и чуть не падает на кресло, в котором заседает решитель судьбы песковских бедняков.
- Не притворяйся, меня не проведешь! Эй, Марфа, позови дворника, пусть он ее куда-нибудь отправит! — кричит он своей служанке. Служанка стучит в окно дворника.
- Знаю я вас, притворщиц! Это слабость до первого лишь кабака! Лучше вот зайди-ка да выпей! Как рукой снимет всякую слабость и болезнь.
Проговорив эти слова, господин попечитель принимает за разбор ходатайств других своих посетителей, которым сочиняет сцены в только что описанном вкусе. Приведенные нам сцены, помимо всяких основательных толкований, возбуждают еще один вопрос. Неужели человеколюбивое общество среди петербургских жителей не могло найти человека, который терпеливее выслушал бы просьбы бедняков, ласково, рассудительно и снисходительно относился к их требованиям и не корчил бы из себя чиновника-начальника, грубо и резко относящегося к своим просителям?
"Петербургский листок", 1873
Спасибо, что дочитали до конца, за подписку, лайк, комментарий и поддержку! До новых встреч.
#историипетербургскихдомов #питер #спб #история