Найти тему
ФотоПленка | SilentiumFilm

О качественном глянцевании плотных фотобумаг. UPD: 10.2024

Материал адресован начинающим любителям аналоговой фотографии и фотопечати.

Когда я впервые решил попробовать оптическую фотопечать, то к сожалению ни с кем не советовался по поводу выбора "лайтовой" фотобумаги для начинающих. Просто купил то, что в тот момент было на Озоне. А была там «Унибром 160» - гладкий глянцевый картон на баритовой подложке. Повертел в руках, посмотрел на все эти (БП)(ГЛ)(КГ)(Н), не особо-то вник, понял лишь что плотная и порадовался - будут фотооткрытки... там же на упаковке прочел, что подходит для горячего и холодного глянцевания, но не думал что оно мне доставит столько хлопот и разочарований.

Первая печать прошла успешно. И без всякого глянцевания фотографии выглядели неплохо, приятный полуматовый блеск. Но любопытство взяло свое. Решил, что раз на упаковке написано про горячее и холодное глянцевание, значит надо пробовать. Перефразируя известное выражение - достал глянцевую бумагу - глянцуй!

Горячее глянцевание было по умолчанию недоступно ввиду отсутствия советского глянцевателя. Решил начать с холодного. Посмотрел на Фотофоруме тему про холодное глянцевание. Некоторые гуры глянцевали на обычном стекле, предварительно обезжиривая его спиртом и иными обезжиривателями, натирали тальком и т.д. У меня был кусок очень качественного музейного стекла, я его протер медицинским спиртом, прикатал заранее размоченный отпечаток и положил сушить в темное место без сквозняков. Наутро фото прилипло намертво, Отдирать пришлось с мясом. А остатки отмачивать от стекла и отскребать.

Пробовать еще раз по более сложному рецепту подготовки стекла с едкой щелочью, спиртом и тальком желания не возникло.

Обратился к другой рекомендации - глянцевать на оргстекле. Благо, писали что его достаточно помыть с фейри. Сказано - сделано. Замочил снимок, накатал. Высушил. Отошел он от оргстекла сам. Результат получился неоднозначным. Действительно на фото получилась высокая степень глянца, прям зеркального, но по всей площади снимка были разного размера "мушки" - непроглянцованные участки. Замочил еще раз - прикатал более старательно - тот же результат.

Начал искать по интернетам лекарство от этой беды. Также на одном из форумов подсказали замачивать фото не просто в воде, а в растворе соды (2-5%). Попробовал - глянец стал прям совсем зеркальным, но "мушки" появились как и в прошлый раз.

Еще посоветовали уксус или лимонную кислоту, дескать они делают желатиновый слой мягче и проще выгнать все вредные микропузырьки воздуха из под отпечатка (эти то пузырьки потом и превращаются в "мушек"). И кислая среда не помогла.

Вычитал на очередной ветке, что вообще-то не все виды фотобумаг можно успешно отглянцевать. А если и можно, то либо нужны и правда танцы с бубном (едкая щелочь, спирт, скипидар, да потом еще и тальк дважды), либо АПСО (промышленный глянцеватель и немалых размеров). Предположение мне показалось не логичным. Если производитель делает картон глянцевый, значит есть и способ его нормально отглянцевать, горячим или холодным способом. С АПСО мне явно было не по пути, а вот советский глянцеватель я купил. Сначала купил, а потом уже узнал, что пластины этого глянцевателя требуют того же шаманизма что и стекло. Но если стекло можно выкинуть и купить новое, то новые пластины глянцевателя не купишь так просто, а старые надо полировать. И лучше это делать у профессионалов, а не закрывшись от домочадцев в ванной.

В результате теста стало ясно что советский глянцеватель - это на мой взгляд вообще бесполезная хрень, годная только для сушки носков и тряпок. Для глянцевания не годится точно. Для сушки - ну такое... я бы не стал. Есть гораздо более качественные способы сушки баритовых отпечатков, но об этом в другом посте.

И опять неудача привела меня на ФотоФорум. Прыгая с ветки на ветку форума как бабуин, я встретил интересную аббревиатуру КМЦ. Вспомнил что видел ее ранее. Кто-то из форумчан рекомендовал попробовать этот самый КМЦ для глянцевания. Вспоминал, что в советских фотомагазинах продавали пакетик КМЦ весом в 7.5 грамм, который по инструкции разводился на 1 литр воды. Но по рекомендации того же форумчанина, стоило разводить не на 1 литр, а на 3-5 литров (к "бесценности" этих рекомендаций мы еще вернемся). Посмотрев тогда что КМЦ - это Карбоксиметилцеллюлоза... я сразу предположил что купить это вещество со страшным названием будет еще сложнее чем найти едкую щелочь. Как же я ошибался(

Вот так выглядела упаковка КМЦ из советского фотомагазина. Фото кое-как нашел на одной из интернет-барахолок.
Вот так выглядела упаковка КМЦ из советского фотомагазина. Фото кое-как нашел на одной из интернет-барахолок.

В этот раз я более внимательно посмотрел описание, и понял что этот КМЦ легко найти на любом маркетплейсе.

Похож на порошок из Колумбии, но это не он.
Похож на порошок из Колумбии, но это не он.

Нашел, оказалось что есть КМЦ клей, а есть пищевая добавка высокой очистки, ее и выбрал. заказал, дождался.

Нашел в сети инструкцию к тому самому КМЦ из советского фотомагазина и первую бутыль готовил по ней.

Развел 7.5 грамм порошка в литре воды. Порошок сразу скомкался и растворяться не пожелал оставшись сгустками. Но преждевременно переживать я не стал, как и полагается оставил раствор в покое на сутки.

Вот так упорно КМЦ не желает растворяться
Вот так упорно КМЦ не желает растворяться

Через сутки взболтал бутылку - совершенно однородны раствор крайне сопливой и вязкой консистенции. Но очень прозрачный.

Вторую бутыль раствора я готовил по пропорциям форумчанина: 7.5 грамм на 3 литра. В моем случае 2.5 грамма на 1 литр. Получил жидкость консистенции глицерина (UPD: не тратьте время на рецепт 7.5 грамм - брехня бесполезная).

Начал опыт с густого варианта предварительно его профильтровав (об этом тоже сказано в инструкции) фильтром 190 микрон из автомагазина.

Такой фильтр
Такой фильтр
Я от него оторвал саму фильтровальную ткань и обернул пробку для удобства
Я от него оторвал саму фильтровальную ткань и обернул пробку для удобства

Налил в кювету и пластиковым пинцетом начал погружать предварительно размоченные отпечатки "лицом" вниз так, чтобы эмульсию каждого обволокло составом, а не чтобы фотографии склеились.

-8

Пока отпечатки мариновались в соплях (3 минуты примерно) я старательно протер оргстекло плотной салфеткой для оптики (из микрофибры) смоченной в медицинском спирте. Потом поднимаю из кюветы пластмассовым пинцетом отпечаток, полминуты даю стечь лишнему раствору, аккуратно кладу "лицом" на оргстекло, аккуратно силиконовым водосгоном снимаем излишки раствора обратно в кювету, кладем сверху на отпечаток плотную бумажную салфетку (размер салфетки должен по размеру быть больше размера отпечатка) или опять же хорошо впитывающую тряпку и начинаем прикатывать резиновым валиком (купил советский за копейки на Авито) вдоль и поперек.

UPD. 04.2025: Все же не рекомендую брать старые советские резиновые валики. Оказалось, что их уже подсохшая и местами выщербленная резина не позволяет достаточно плотно прикатать отпечаток к оргстеклу, внутри остаются микропузырьки воздуха, что приводит к браку и приходится переделывать все заново.

Я брал один из этих. Количество брака снизилось почти до нуля.
Я брал один из этих. Количество брака снизилось почти до нуля.

После прикатки аккуратно убираем тряпочку и кладем оргстекло на ровную поверхность в темном месте без сквозняков на 6-8 часов, лучше на ночь.

Иногда углы отпечатка уже отклеились от оргстекла и возникает большой соблазн оторвать фото и посмотреть что получилось. Ни в коем случае не надо этого делать. Если карточку еще держит какой-то не до конца просохший фрагмент, а вы начнете ее брать на изгиб в попытке оторвать от стекла, то вероятнее всего случится неприятное - еще непросохший слой глянца деформируется и станет ступенчатым (чуть позже постараюсь приложить иллюстрацию). Именно поэтому лучше оставить карточки в покое на 12-24 часа и дождаться полного высыхания. На утро если фотографии сами не отделились от оргстекла, достаточно поддеть их аккуратно зубочисткой с угла и они прекрасно отойдут.

Состав многоразовый, но очень важно его каждый раз фильтровать перед использованием и следить за прозрачностью. Мне литра хватило на 20-30 фотографий 10х15. (UPD: раствор быстро мутнеет, но на качестве глянца это почти не сказывается, так что не смущайтесь)

Через какое-то время состав может стать слишком густым и глянец будет неровным, с наплывами. Если вдруг такое произошло, снимок с неудачным глянцем можно размочить в холодной воде, аккуратно смыть с эмульсии КМЦ (допустимо смыть душевой лейкой средним напором прохладной водой) и отглянцевать повторно, слегка разбавив раствор КМЦ водой (тут все делается по опыту, ощущениям, наблюдениям, и еще зависит от фотобумаги).

Оргстекло, кстати, тоже не вечное, даже при очень бережном отношении. Но когда его менять - каждый решает сам, глядя на качество глянца и его деградацию, в отличие от изначальных свойств глянца, когда стекло было новым.

Кстати, неплохой альтернативой оргстеклу служат листы ПЭТ пластика, в большом изобилии продающегося на маркетплейсах.

UPD: ПЭТ хорош только в том случае если вы производите накатку на идеально ровной поверхности, а не на стиральной машине, как я например...

Вот так выглядит этот ПЭТ листовой
Вот так выглядит этот ПЭТ листовой

Как я понял по итогу всей этой истории с "мушками" (непроглянцованными участками эмульсии), именно с картоном возникает проблема ввиду его плотности и неэластичности. Как ни старайся - не получается идеально прикатать снимок к оргстеклу выдавив все пузырьки воздуха (а возможно виноваты еще микродефекты поверхности стекла) . И чем больше формат снимка, тем больше будет "мушек". Даже сильно набухшая, благодаря кислотной среде (уксусный раствор, раствор лимонной кислоты) эмульсия не способна придать листу достаточную эластичность. КМЦ же с его гелеобразным раствором заполняет собой все пустоты между эмульсией отпечатка и стеклом и "мушкам" там просто негде жить. А еще вероятно он создает некий вакуум после прикатки и эмульсии как будто присасывается к стеклу и воздух обратно не поступает. К выводу из последнего предложения я пришел после теста раствора 7.5 грамм КМЦ на 3 литра воды (консистенция глицерина, если помните). И вот этот более жидкий раствор тоже выдал глянец с "мушками", пусть их было меньше чем без него, но они все таки были. То есть более жидкий раствор не годится для картона, и не до конца заполняет собой пространство между эмульсией снимка и стеклом, или же пускает обратно пузырьки воздуха. Быть может он будет хорош для тонких фотобумаг. (UPD: даже проверять не стал, не увидел смысла если и так все ок)

Будущее покажет. Пост будет дополняться и обновляться по мере появления новой информации. UPD: обещал и сделал)))

-12

Обновление информации.

Капитан Очевидность заявляет, что тонкие бумаги глянцуются еще лучше чем картон барит)))))

В общем-то это и так было ясно, но надо было проверить. Видео по теме здесь же на канале.