Найти в Дзене
Загорские истории

Крепостные стены Троице-Сергиева монсатыря. О реставрации Красной башни.

О том, какой предлагался проект реставрации Красной башни и что из этого вышло. Новые материалы и дополнение к публикации про Красные ворота. Не покидает чувство недосказанности в том смысле, что не всё рассказали мы в этой статье о Красных воротах. И нам есть, что сказать ещё. Речь идёт о проекте реставрации Троице-Сергиевой Лавры, который предложил В. И. Балдин в далёком 1953 году. Основная его мысль, как мы полагаем, заключалась в том, чтобы максимально точно восстановить подлинный облик Троице-Сергиева монастыря. Но сделать это бережно, аккуратно. Сделать так, чтобы не утратить гармонию неповторимого архитектурного ансамбля, что складывался на протяжении шести с лишним столетий. Он предлагал убрать более позднюю пристройку к Святыми воротами, убрать надстроенную кровлю и купол, справедливо полагая, что сие вносит некий диссонанс в общий архитектурный облик. Напомним, что портал из белого камня простроили в 1807 году. А новую кровлю сферической формы и купол с крестом – в 1856 году.
О том, какой предлагался проект реставрации Красной башни и что из этого вышло. Новые материалы и дополнение к публикации про Красные ворота.

Не покидает чувство недосказанности в том смысле, что не всё рассказали мы в этой статье о Красных воротах. И нам есть, что сказать ещё.

Речь идёт о проекте реставрации Троице-Сергиевой Лавры, который предложил В. И. Балдин в далёком 1953 году. Основная его мысль, как мы полагаем, заключалась в том, чтобы максимально точно восстановить подлинный облик Троице-Сергиева монастыря. Но сделать это бережно, аккуратно. Сделать так, чтобы не утратить гармонию неповторимого архитектурного ансамбля, что складывался на протяжении шести с лишним столетий.

Он предлагал убрать более позднюю пристройку к Святыми воротами, убрать надстроенную кровлю и купол, справедливо полагая, что сие вносит некий диссонанс в общий архитектурный облик.

Панорама монастыря-крепости с востока. Проект реставрации В. И. Балдина
Панорама монастыря-крепости с востока. Проект реставрации В. И. Балдина

Напомним, что портал из белого камня простроили в 1807 году. А новую кровлю сферической формы и купол с крестом – в 1856 году.

Преосвященный митрополит Платон, тщанием коего был устроен наружный портал полагал, что Лавра нуждается в особенных вратах, «кои приличествовали бы всему строению».

Изначально пред башнею возвели «весьма красивыя святыя врата готической архитектуры …: снаружи оныя украшены полуколоннами и карнизами из белаго камня; на куполе, покрытом белым железом, поставлено изображение преподобнаго Сергия с медным вызолоченным крестом, а пониже купола с передней и других двух сторон помещены пирамиды и другия очень искусно сделанныя фигуры».

Позже, в 1855 году, Красную башню полностью перестроили, её внешний вид значительно изменился. Да и портал к ней был «приделан иной против Платоновского».

Источник: Е. Голубинский. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Сергиев Посад, 1892 г.

В. И Балдин отмечал, что Красная башня была самой низкой башней из всех и отличалась достаточно скромным оформлением. Башня лишь обороняла вход. Украшением же входа служила надвратная церковь, расположенная за башней.

Проект реставрации предлагал восстановление первоначального замысла – раскрытие древних форм Красной башни, восстановление участка рва с мостом перед ней.

Что же касается надвратной церкви, скорее всего, В. И. Балдин хотел бы восстановить изначальную церковь преподобного Сергия Радонежского. Но тогда пришлось бы убрать надвратную церковь в честь рождества Иоанна Предтечи. Однако и она имеет свою историческую ценность. Убери церковь и уйдёт часть истории самого монастыря.

Надвратная церковь в честь рождества Иоанна Предтечи была возведена в 1699 году ровно на том самом месте, где стоял разобранная надвратная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, построенная в 1513 году. Престол же был перенесен в церковь с Трапезной палатой.

Изначально надвратная церковь Иоанна Предтечи была увенчана пятиглавием. Однако, в 1806 году боковые купола были разобраны «для лутчшей соразмерности с небольшою величиною церкви». Пятиглавие было восстановлено только в 1974 году. К храму вернулась торжественность, он перестал напоминать башенное сооружение и уже не сливался с Красной башней. Воссозданные купола вновь композиционно связали надвратную церковь с пятью главами Успенского собора.

Святые ворота и надвратная церковь. Середина 60-х годов прошлого века
Святые ворота и надвратная церковь. Середина 60-х годов прошлого века

Будучи «об одной главе» церковь действительно терялась на фоне других строений Лавры. Взгляду она открывалась лишь если стоять левее или правее Святых ворот. Если же стоять прямо перед Святыми воротами – её и не видно.

А вот уже пятиглавой надвратная церковь заявляет о себе как о полноправном участнике архитектурного ансамбля. Однако, высокий купол над красными воротами все ж таки закрывает нам полной красоты и изящества вид, что мы и видим на фотографии ниже.

Святые ворота и надвратная церковь. Середина 80-х годов прошлого века
Святые ворота и надвратная церковь. Середина 80-х годов прошлого века

Все ж таки было бы складнее вернуть Красной башне прежний вид, убрав купол и, возможно, оставив пристроенный портал. Тогда и купола надвратной церкви будут связаны композиционно не только с пятиглавием Успенского собора, но и будут перекликаться с главой церкви преподобного Сергия Радонежского, что слева. Возможно (а почему бы и нет?) единственная глава церкви преподобного Сергия могла бы быть перестроена в стилистике глав надвратной церкви, в коих есть своё очарование.

Но вернёмся к историческом облику Красных ворот. К тому облику, что имел главный вход в монастырь в пятнадцатом и шестнадцатом веках.

Архитектор и реставратор В. И. Балдин таковой восстановил в своих работах. И ниже мы приводим иллюстрацию из его книги «Загорск».

Иллюстрация из книги В. И. Балдина "Загорск"
Иллюстрация из книги В. И. Балдина "Загорск"

Изначально надвратная церковь архитектурно принадлежит к тому же стилю, в коем воздвигнуты и Троицкая церковь, и Успенский собор. В те века она гармонично перекликалась Успенским собором, Троицкой и Духовской церковью. Равно как и с крепостными сооружениями монстыря.

И это хорошо видно из реконструкции В. И. Балдина, которую мы уже приводили в статье про Красную башню.

А вот так бы мог выглядеть главный вход в Лавру с восстановленной Красной башней и пятиглавой надвратной церковью Иоанна Предтечи. Реконструкция В. И. Балдина.

Вид с востока. Реконструкция В. И. Балдина. Середина семнадцатого века.
Вид с востока. Реконструкция В. И. Балдина. Середина семнадцатого века.