Найти тему
Загорские истории

Красная воротная башня - парадный вход к Троице

Оглавление
О том, как устроены главные ворота монастыря, сколько пищалей стояло на Красной башне и почему не ко всем пищалям были пушкари приставлены.

Продолжим же мы наше повествование. И начнём его от Красной воротной башни. Наперво расскажем о главных воротах Троице-Сергиева монастыря, о самой башне и чем она была вооружена. А как закончим, так двинемся по часовой стрелке, то есть «посолонь», вдоль стен от башни к башне.

Облик Красной башни

Вот что говорит нам опись 1641-го года про Красную башню:

Около Троицкого Сергиева монастыря город каменный <…> посередь стены Красная Воротная башня против Святых Ворот поперёк четыре сажени вдоль по городу пять саженей в проезде в воротах две сажени с получетвертью затворы у ворот деревянные обиты листовым немецким железом. С приезду на воротах – образ Отечество (икона «Отечество»), а по сторонам «чюдотворцы Сергий и Никон».

Икона «Отечество», или «Новозаветная Троица» есть особый вариант изображения Триединого Бога. На иконе запечатлены Бог Отец в виде старца, Бог Сын – в виде Христа Воплощенного и Дух Святой – в виде голубя. Ныне такое изображение Троицы не является каноническим. Церковь опирается на слова апостола Иоанна Богослова «Бога не видел никто и никогда». Отсюда следовал вывод, что изображение Бога Отца возможно только символически.
Московский собор 1554 года утверждал возможность таких изображений следующим образом: «Живописцы Божьяго Существа не описуют». Но «описуют только тот вид, под которым Бог являлся в Ветхом Завете. На Большом Московском Соборе 1667 года изображение Бога Отца на иконах уже не допускается: «Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа не писати». Обосновывали это тем, что Бога Отца никто не видел, а «яко же Христос видеть бысть во плоти».

За башней – Святые Ворота.

<…> против красные башни на монастырь святые ворота <…>

А на воротах – «образ Святой Живоначальной Троицы да образ Пречистыя Богородицы печерские обложены серебром иные образы на золоте и на красках».

Против ворот Красной Башни был выкопан ров глубиной две сажени с получетвертью и шириной четыре сажени, а через ров перекинут мост деревянный. Стоял мост на каменных сводах и шириною был три сажени с получетвертью, что по нынешней системе мер составляет более шести метров. «Под мостом полатка а из полатки по рву на обе стороны пушечные бои» - так сказано в описи. Сам же ров был одет «белым каменем белым и кирпичем» со стороны крепости.

Позднее ров был засыпан. При раскопках же 1961 года выяснилось, что двухпролётный арочный мост полностью сохранился под землёй.
Источник - Балдин В. Красная башня Троице-Сергиева монастыря. Исследование и проект реставрации //СЗМ. Вып. 3. с. 96-106

Надо отметить, что ещё при деревянной ограде ворота были каменными и над ними была воздвигнута каменная надвратная церковь преподобного Сергия.

Об этом сказано в первой части повествования. «Краткий летописец Святотроицкия Сергиевы Лавры» сообщает нам, что Лета 7021 (1513 год) «поставлены … ворота кирпичны, а на вороте храм преподобного отца Сергия чюдотворца, а на правой стороне придел Василий Парийский».

При строительстве новой каменной стены она прошла восточнее старых ворот и надвратной церкви, которые остались за оградой. Перед ними встала Красная башня.

Надвратная церковь преподобного Сергия (XVI Век) и Братский корпус келий (1650). Реконструкция В. И. Балдина и А. Устинова
Надвратная церковь преподобного Сергия (XVI Век) и Братский корпус келий (1650). Реконструкция В. И. Балдина и А. Устинова

Вход в монастырь теперь состоял из двух ворот, расположившихся друг за другом. Над первыми возвышалась башня, защищавшая вход, а над другими воротами – церковь. Образовался этакий внутренний дворик, который создавал бы дополнительные трудности нападавшим. Его замкнутое пространство простреливалось из башни и других помещений.

Фрагмент иконы с видом Троице-Сергиева монастыря, восточная стена. Копия иконы представлена в Сергиево-Посадском музее
Фрагмент иконы с видом Троице-Сергиева монастыря, восточная стена. Копия иконы представлена в Сергиево-Посадском музее

Красная башня, в её изначальном облике, имела скромный размер и строгую архитектуру. Минимум архитектурных элементов, бойницы, и только киот с иконой над входом можно назвать с некоторой условностью украшением. Архитекторы говорят, что зодчие того времени сознательно сделали акцент на надвратной церкви, потому и главные ворота имели столь скромный вид. Если посмотреть на реконструкцию Красных ворот и всего монастыря того времени, то нельзя с этим не согласиться. Башня пусть и скромная с виду, но – мощная и внушительная.

Фрагмент реконструкции общего вида монастыря В. Балдина. Вид с Запада.
Фрагмент реконструкции общего вида монастыря В. Балдина. Вид с Запада.

Пушки и пищали Красной башни

Но посмотрим на вооружение, что имела Красная башня. Посмотрим и удивимся.

В верхнем бою стояли три пищали.

  • «Пищаль полуторная медяная двунадцати пядей в станку на колёсах. Ядро шесть гривенок». При пищали – пороху на три заряда и ядер тож. К пищали был приставлен пушкарь Захарко Ондреев сын Стрелников.
  • «Пищаль полковая меденая ж полнянка трёх пядей в станку на колесах по ней травы ядро полшести гривен». При ней же пороху и ядер на три заряда. Пушкарём при ней – Первушка Фёдоров.
  • «Пищаль полковая ж медяная, скорострельная, трехнадцати пядей, в станку на колесах, по ней канафрены травы. Ядро полтрети гривенки». А вот пушкаря, ядер и пороху при ней нет.

В том же бою, в верхнем стояла коза со смолою, «ломана».

В среднем бою стояли три затинные пищали, у каждой «казна грановита, в станку с притином и с трубкою, и с курском, з забойником, с трещеткою». Пороху и ядер при них нет. И ко всем пищалям «порошницы и фители, и мшны кожаные, и напулки, и затравки, и обертки».

В подошвенном бою чуть другая картина расположения пищалей. Если в верхнем и среднем все пищали направлены прямо, по фронту, то в нижнем, в подошвенном бою, на правой стороне стоит в пазушине «пищаль полковая, медяная дробовая шти пядей, на суку деревянном». И направлена она по стене «х Круглой башне». Другая же пищаль скорострельная, «затинная, медяная, четырех пядей, в станку, с курком и с притином, и з забойником, и с трещёткою. При обоих ни пороху, ни ядер нет.

По направлению к Служней слободе стоит пищаль «затинная семи пядей, в станку с притином, з збойником и с мишенью. От казны до половины грановита, другая половина кругла, с трубкою и забойником, и с трещеткою. Пороху и ядер нет».

Как следует из описания, главные ворота монастыря были надёжно защищены. Ров, высокая башня, семь пищалей смотрят в сторону Служней слободы. Да ещё коза со смолою, пусть и ломана.

Похоже, что к времени составления описи серьёзные враги монастырю уже не грозили, однако на всякий случай здесь «держали порох сухим». Как минимум у нескольких основных пушек есть пушкари, порох и ядра. А это означает, что в любой момент монастырь мог сразу же, при подходе врага, открыть огонь, затворить ворота и начать оборону.

Немного о пищалях

Возникает вопрос: «Почему не к каждой пищали пушкарь приставлен?».

Большинство полуторных и полковых пищалей, что размещены на верхнем бое, целью своей имели защищать дальние подступы к монастырю. Стрельбу они вели настильную, по крупным объектам. Вот при них и состояли пушкари. И при них же – запас пороха и ядре, на три выстрела. Конечно же, их главной задачей было поддерживать в отличном состоянии пищали, а заодно и поглядывать – не идёт ли с какой стороны ворог. Как врага же узрят, да приказ получат, так и открывают огонь. А пока враг идёт, то и к остальным пищалям подтянутся, да пороху и ядер принесут на все пищали.

Фотография начала 80-х годов прошлого века. Пушки Троице-Сергиева монастыря у больничных палат с церковью Зосимы и Сааватия. Это была постоянная экспозиция.
Фотография начала 80-х годов прошлого века. Пушки Троице-Сергиева монастыря у больничных палат с церковью Зосимы и Сааватия. Это была постоянная экспозиция.

Получается, что в год составления описи (1641) монастырь находился, как говорят военные, в повышенной боевой готовности. Иными словами, монастырю не требовалось много времени для организации отражения нападения – ровно столько, сколько надо для того, чтобы три раза выстрелить из пищали.

Итак, на верхнем бое расставлялись полковые и полуторные пищали, предназначенные для дальней настильной стрельбы и для отражения первой атаки. Таковые пищали были бронзовыми, на многих – надписи и иные украшения. А некоторые имели и своё имя собственное, и указание на имя мастера, который эту пушку отлил.

Длина ствола измерялась в пядях, это примерно семнадцать с половиной сантиметров. Хотя иные исследователи могут приводить и другие значения.
Калибр артиллерийских орудий в те времена измерялся весом ядер. Гривенка и есть вес ядра. Одна гривенка это 409 грамм. Так, ядро в шесть гривенок весит от двух с половиной до трёх килограмм.
Затинные пищали – отдельный тип орудий. Их, как правило, располагали на среднем бое. А название происходит от слова тын, стена. Это тяжёлые длинные ружья с фитильными замками.

В Троице-Сергиевом монастыре была своя оружейная палата, где хранилось различное оружие, разными путями попавшее в монастырь. Но в монастыре не только хранили оружие, но и отливали пушки, изготовляли иное оружие.

Пушки семнадцатого века. Начало 1980-х годов.
Пушки семнадцатого века. Начало 1980-х годов.

Что-то подсказывает, что про артиллерию Троице-Сергиева монастыря стоит рассказать в отдельном материале.

Заключение

Взглянем на реконструкцию первоначального облика Красной башни. Именно так она выглядела в годы осады монастыря, в Смутное время. Смеем предположить, что пушек на башне в то время было поболе, чем в 1641 году. Хотя высота стен во времена осады была ниже – всего два яруса вместо трёх в шестьсот сорок первом году. Тем не менее, с полным правом можно сказать, что монастырские стены и башни «ощетинились пушками супротив ворога».

Проект реставрации Красной башни Троице-Сергиева монастыря архитектора В. Балдина. Рисунок хранится в историко-художественном музее Сергиево-Посада.
Проект реставрации Красной башни Троице-Сергиева монастыря архитектора В. Балдина. Рисунок хранится в историко-художественном музее Сергиево-Посада.

Впрочем, мы ещё вернемся к осаде монастыря в 1608 – 1609 годах и внимательно посмотрим на вооружение поляков, взглянем на схему осады, извлечём из источников сведения и сделаем соответствующие выводы. Без сомнения, нас ждёт нечто интересное. А заодно и сравним монастырскую крепость с какой-либо иной крепостью того времени. Может и найдём нечто загадочное?

Далее же расскажем о Круглой (ныне Пятницкой) и Луковой башнях. Так что продолжение следует…

  • Полный список публикаций - в статье, ссылка на которую приведена ниже