Найти тему

Топ-5 балерин из России, которые прославили русский балет во всем мире

Оглавление

С детства я обожаю балет. Как и многие девочки, я ходила в студию хореографии, даже танцевала на сцене в зимние праздники на новогоднем детском концерте. Ах, это выступление...

Мы кружились в белоснежных пачках в лучах света, имитирующего падающие снежинки, в балетках натертых до ослепительной белизны мелом. Я даже получила свои первые 6 рублей в качестве оплаты за выступление ))

Карьеры балерины мне не светило, считалось, что я танцую так себе. Но это другая история, сейчас не об этом. Балет с тех пор - моя любовь на всю жизнь!

Вообще, именно русский балет – уникальное явление в мире театрального искусства. Балетные постановки в ведущих театрах России – Мариинском и моем фаворите Михайловском в Санкт-Петербурге и Большом театре в Москве – традиционно собирают полные залы. Билеты раскупают за 3-4 месяца до спектакля, а на громкие премьеры – за полгода.

И поверьте: цена на билеты впечатляет!

Что делает русскую балетную школу особенной? Думаю всего понемногу. Тут и сложная техника исполнения, и эмоциональная глубина. Выразительное музыкальное сопровождение живого оркестра (я знаю, что даже на гастроли труппа Мариинки частенько ездит в полном составе).

Ну и конечно, выдающиеся танцоры балета. Сегодня поговорим о балеринах разных времен и таких разных по исполнению.

А в конце узнаете, почему во время спектаклей русской балетной школы вы никогда не услышите топота или даже шума от пуант!

У каждой эпохи своя легендарная балерина.

«Она не танцует – она летает по воздуху»

Говорили об Анне Павловой современники. Балерина во многом повлияла на традиции танца, восприятие этого вида искусства и даже взгляды на телосложение танцовщиц.

В ее время эталоном красоты считались балерины с крепкой фигурой. Анна была полной противоположностью – с детства ее дразнили «шваброй». Поэтому она много ела и тренировками наращивала мышцы. Остановить ее удалось педагогу Павлу Гердту – именно он разглядел в хрупкой девочке потенциал и уникальность. В ее фигуре и нетипичных движениях было что-то завораживающее, впоследствии ставшее фирменным стилем.

Именно она вернула классическому балету изящество и романтизм.

Анна Павлова сыграла ключевую роль в распространении экспрессивного стиля балета. К классической технике танца добавилась выразительная актерская игра, что сделало русский балет эмоциональнее. «Умирающий Лебедь» - новаторская постановка, чувственный танец-монолог, который в одночасье сделал Анну легендой.

Анна Павлова стала первой русской балериной, отправившейся в мировое турне. Ради гастролей в США ей пришлось разорвать контракт с Мариинским театром, заплатив огромную неустойку. Вклад Павловой в узнаваемость русского балета за рубежом сложно переоценить.

Эта женщина – легенда на все времена.

«Жизель» Галина Уланова

Знаменитая «Жизель» Галины Улановой по сей день является образцом для подражания. В сцене сумасшествия героини она была столь убедительна, что в зрительном зале даже мужчинам не удавалось сдерживать слез. Еще один образ, прославивший балерину, - Джульетта в балете «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева. Несмотря на то, что Улановой в ту пору было 46 лет, ей удалось максимально точно передать эмоции юной героини.

Уланова – единственная во всем мире артистка балета, которой при жизни был поставлен памятник. Один из них находится в Стокгольме возле Музея танца, второй – в Санкт-Петербурге. В ее честь назван сорт голландских тюльпанов, якутский алмаз, являющийся достоянием России, и астероид.

Всю жизнь Галина Уланова была крайне требовательна к своей силе воле и внешнему виду. Даже в преклонном возрасте она не переставала ежедневно тренироваться и весила чуть меньше 50 килограмм.

Ольга Лепешинская

Одна из самых темпераментных и ярких русских балерин XX века! Лепешинской легко поддавались как классические партии балета «Лебединое озеро», «Спящая красавица», так и современные постановки – «Пламя Парижа», «Красный мак».

На спектакли с участием Лепешинской ходил сам Иосиф Сталин, называя ее своей любимицей и «стрекозой», балуя дорогими и нетривиальными подарками. Например, на одном из вечеров она пила игристое вино из фужеров, которые ей приглянулись. На следующий день ей доставили пару аналогичных бокалов с индивидуальной гравировкой – «Попрыгунье-стрекозе от И. Сталина».

Лепешинская – балерина с неиссякаемым источником энергии, волевым характером и духом храбрости. На пик ее карьеры пришлась Великая Отечественная война. Ольга бесстрашно рвалась на фронт в качестве солдата, но, к счастью, в итоге занялась тем, что умеет лучше всего – танцевала на фронте для поднятия боевого духа советских солдат.

Несмотря на огромное количество наград, Ольга Лепешинская всегда относилась к себе максимально критично, заявляя, что никогда не могла похвастаться выдающейся хореографией, а завоевывать любовь зрителей помогал ей огненный темперамент и любовь к искусству.

Символ русского балета второй половины прошлого столетия - Майя Плисецкая

Девочка с непростой судьбой, дочь репрессированных родителей, воспитывавшаяся тетей – балериной Большого театра – Суламифь Мессерер. Благодаря ей Майя увлеклась хореографией.

-2

В историю мирового искусства имя Плисецкой вписано благодаря партиям Умирающий Лебедь, Китри, Кармен. Критики отмечали, что особенно ей удаются драматические роли. За свою жизнь Майя Плисецкая исполнила все ведущие партии в классических постановках, объехала полмира с гастролями, снималась в документальных и художественных фильмах и успешно попробовала себя в качестве балетмейстера.

Вопреки привычной установке о коротком профессиональном веке балерины, Майя Плисецкая танцевала до 70 лет, оставаясь в прекрасной физической форме.

Ульяна Лопаткина

Самая грациозная артистка современного русского балета. Несмотря на высокий рост и слова преподавателей о слишком крупных кистях и стопах, добилась признания критиков. Современники называют ее «второй Майей Плисецкой, а за границей окрестили «главным русским лебедем». На сегодняшний день Ульяна Лопаткина завершила карьеру артистки балета, но продолжает активно заниматься творчеством, рисуя картины, а также участвует в благотворительности.

Русский балет и в текущем столетии продолжает оставаться ярким и динамично развивающимся видом искусства. Классические традиции тесно переплетаются с экспериментальными постановками. В Санкт-Петербурге работает испанский танцовщик и хореограф Начо Дуато, чьи постановки классических спектаклей на новый манер вызывают спорные отзывы.

Как относиться к нововведениям - дело каждого. Я считаю, что смена канонов часто идет спектаклям на пользу. Появляются свежие сюжеты, молодые таланты и новые интерпретации старых спектаклей. Перемены отвечают духу времени. Это прекрасно, когда искусство является отражением общества.

В заключении хочу поделиться интересными фактами, которые вы возможно не знали.

3 факта о русском балете, которых вы возможно не знали

1. Русские балерины первыми в мире стали танцевать на кончиках пальцев на протяжении всей длительности спектакля, не давая ногам отдыхать.

И, кстати, именно Начо Дуато поставил несколько классических спектаклей по-новому, в одном из них балерины даже танцуют босиком!

2. Пуанты русских танцовщиц балета традиционно делают из атласа, а не из кожи, как в других странах. Этот материал придает им мягкость, а движениям на сцене – бесшумность.

Топать на сцене - признак плохого танцора!

3. Для создания идеально ровной осанки русские балерины в XIX веке использовали корсеты с вшитыми металлическими пластинами.

Важно, что русская школа балета и мировой балет и сегодня неразрывно связаны. В нашей стране над постановками работают талантливые зарубежные балетмейстеры, привнося свой неоценимый вклад в национальное искусство.

А вы любите балет? Посещали знаменитые постановки?