Найти тему
Психолог Марина Володина

Психологу: как избежать эмоционального выгорания

Все люди «помогающих» профессий расходуют много жизненной энергии, поэтому подвержены выгоранию. Но одни долго и интенсивно работают, не теряя сил и энергии, а другие через несколько лет теряют энтузиазм и радость бытия. Психологу, несомненно, нужно постоянно анализировать своё состояние и предпринимать меры профилактики. В чём они заключаются?

  • В чётком распределении времени и соблюдении границ. Мобильный телефон отнимает много времени и внимания, поэтому стоит чётко донести до клиентов, в какое время Вы отвечаете на их звонки, а в какое принадлежите только себе и своей семье. Хорошо, если у Вас есть разный рингтон для клиентов и родных. Можно договориться об общении в мессенджерах или по электронной почте.
    Отключите всплывающие новости и сообщения соцсетей, так как они отнимают много времени даже при обзоре.
  • В оптимальном количестве клиентов. Каждый психолог понимает, сколько клиентов он может принять, работая качественно и без ущерба для себя. Можно поставить себе целью привлечь максимальное количество клиентов, но потом не справиться с нагрузкой. Некоторые специалисты боятся отказать, чтобы не потерять практику. Но есть выход: записать обратившегося в лист ожидания или направить к коллеге (соответственно, договорившись о взаимной услуге).
  • В обязательном соблюдении режима работы и отдыха. Клиенты есть всегда, проблемы в жизни не заканчиваются. Некоторые психологи не находят время для выходного или отпуска («Как же я их брошу?»). Но именно Вы определяете ритм своей деятельности: кого взять, когда назначить встречу, когда спланировать свой отпуск. Смена обстановки, время, проведённое с семьёй – лучшая профилактика выгорания.
  • В сочетании «уроков» и «переменок». Делайте перерывы между встречами с клиентами и проводите их с пользой для себя. Уж Вы-то знаете, как это делать! Пять минут релакса или любимой музыки, чашка чая или приятное воспоминание – и Вы снова «на коне»! И ощущение от дня, в котором нет ни минуты свободной, совсем иное, чем от той же нагрузки, но с перерывами.
  • В рациональном подходе к оплате Ваших услуг. Вопрос сложный, так как нас не учат оценивать свою работу. Начинающим психологам трудно понять, соответствует ли оплата затраченным усилиям и полученному результату. Но частная практика базируется на договоре с клиентом. Если он к Вам идёт, значит, согласен с условиями оплаты. Прежде, чем начать практику, осмыслите, продумайте и примите, как данность, что Ваша работа должна иметь конкретную оплату и Вы её достойны.
  • В общении с коллегами, в возможности обратиться за помощью и советом. Каждый психолог иногда слышит: «Ну, ты же психолог!». По-обывательски это значит: будь всегда весёлым и жизнерадостным, спокойно решай все проблемы, будь готов прийти на помощь, не показывай слабость и усталость. Но мы-то тоже просто люди! Имеем право на все нормальные человеческие проявления! И не стоит стесняться обратиться за помощью или советом. Это – признак профессионализма. А всё остальное – гордыня.

    Основа профилактики выгорания и профессиональной деформации – соблюдение энергетического и временного баланса, жизненного равновесия. Не забывайте, что, кроме работы, есть ещё много необходимых и важных сфер жизнедеятельности.