Найти тему

Старший воспитатель детского сада: чужой среди своих

Оглавление

Да-да, я о той версии старшего, которая культивируется в своём педагогическом коллективе. Хорошо или плохо работать со "своими", чего ожидать от коллег (и себя) и как с этим работать?

Друзья, привет! Приход в коллектив администратора-чужака (при условии, что у администратора есть голова на плечах) снимает множество проблем. Но часто ли так бывает? С профессионально-педагогическими качествами обычно более или менее понятно, особенно если это небольшой город, где все знают, кто чего стоит, поскольку часто видятся в педагогической среде. А в человеческую сущность разве "въедешь"? Ну, по слухам-сплетням, ага. Поэтому чаще всего должность старшего руководитель предлагает одному из самых опытных (ха-ха, ну или по какому-либо иному основанию) педагогов детсадовского коллектива. Ну а повышение в должности способно негативно отразиться на профессиональной жизни "свеженького" старшего, который ещё вчера был на одной ноге с коллегами.

Старший воспитатель: чужой среди своих
Старший воспитатель: чужой среди своих

Старший воспитатель: как продолжить общение с коллегами, чтобы не подорвать авторитет

Я считала и считаю, что дружбе на работе не место. Ну вот как-то так. Есть здоровые профессионально-приятельские отношения, и это совсем другое. Но часто ли коллеги дружат? Да, часто. Ок, принимаю. В адекватном понимании дружба - это отношения симметричные. Повышение в должности может эту симметрию нарушить, причём, скорее всего, пострадает от этого тот, кто шагнул по карьерной лестнице вверх.

Излишняя открытость старшего воспитателя: всё, что вы скажете, может быть использовано против вас

В дружеских отношениях принято делиться переживаниями, правда? И до назначения на должность вы это делали. Пора прекращать. Чем может делиться и на что жаловаться старший? Ну, понятно, что личным. Но это может быть и профессиональная сфера: высказаться о коллеге, признаться в ошибке (да-да, старшие тоже люди, оказывается), пожаловаться на высокую нагрузку или руководителя. Опустим вопрос порядочности, хорошо? Будьте готовы, что информация будет передана третьим-пятым-десятым лицам.

Мне нравится фраза из американских фильмов: "Вы имеете право хранить молчание. Всё, что вы скажете, может быть использовано против вас". К слову, эта фраза называется предупреждением Миранды. В женско-педагогическом коллективе она очень актуальна. И ладно бы передать слова, которые должны были остаться между собеседниками, их и исказить могут.

Бывает, что старший воспитатель с энтузиазмом делится новыми идеями. И это тоже может сыграть не на руку. Сейчас каждый из нас улыбнётся, но конкуренция в детском саду - история реальная и не такая редкая. Я знаю коллег, которые, как говорится, "спали и видели" административную должность и себя в кресле. Есть те, кто до сих пор спит и видит, а есть и те, кто своего добился не очень порядочным путём. Так вот и идеи свои стоит держать при себе, дабы не попасть в неудобную ситуацию, когда коллега выдаст мысли вашей головы за свои, чтобы создать впечатление более компетентного специалиста, а вас выставить в невыгодном свете. В любом случае, даже если вас не подсидят, история будет развиваться по классическому сценарию: подрыв авторитета, напряжение и разлад в коллективе. Следствие - снижение работоспособности коллектива в целом.

И что делать? Вообще не разговаривать что ли?

Разговаривать, но ограничить круг тем для разговора. Правило такое: больше слушайте, а делитесь только тем, что могли бы рассказать любому.

Но бывает, что вас так и пытаются вовлечь в сплетни. У меня была коллега, отличный воспитатель, невзирая на то, что молодой (в плане педстажа) специалист. Руки золотые, дети обожали, но сплетница, каких поискать нужно. Ну вот живёт человек этим (и я понимаю, почему). Уникальная личность: любая рабочая тема суперлегко трансформировалась в её речи в обсуждение кого-либо.

Если вас вовлекают в сплетни, уходите от разговора или обрубайте на корню: «Меня это не касается». Не можете резко ответить? Есть вариант попроще: у вас срочные дела и беседу к великому сожалению нужно завершать. Не комментируйте информацию коллеги, и тем более не передавайте её дальше. Я уже как-то писала, что именно в такую ловушку и с этим же воспитателем попала старший воспитатель, сменившая меня. Но это была обоюдная история, где все были хороши. К слову, старшего хватило на полгода, после чего она сдала полномочия.

Когда ещё стоит быть внимательным? Когда кто-то излишне любопытен относительно вас, вашей личной и профессиональной жизни. Это тоже не норма и заставляет насторожиться.

Старший воспитатель разрывает отношения с коллегами после назначения на должность

Предвзятость - враг старшего воспитателя. Часто дабы стать объективным администратором, старший воспитатель рвёт все контакты с коллегами. Будьте готовы к тому, что повышение в должности - лишний повод для пристального наблюдения за вами. Сдержанность и высокомерность, которую приписывают свеженьким администраторам, - вещи совсем не идентичные. В случае, который я описываю, это именно так и воспринимается, высокомерностью. Эмоции нельзя прятать, но стоит поместить их в педагогический контекст.

Что делать? Слушать и слышать коллег, помогать по запросу и предлагать помощь (ведь кто-то постесняется её попросить), но оставаться сдержанной. Не сухой, а сдержанной.

Льготы от старшего воспитателя для педагога-подружки

"Почему ей можно, а нам нельзя?", - закономерный вопрос от коллег, если педагог-подружка (можно буду так именовать?) имеет какие-либо привилегии. К этой закономерности затем подключится другая: в коллективе часто равняются не на лучших, а на худших. А это снижение качества работы, напряжённые взаимоотношения в коллективе и как вишенка на торте сомнительная репутация старшего воспитателя.

Если уж совсем, как говорится, на пальцах, то возьмём, к примеру, аналитический отчёт по итогам учебного года. Документация - это то, что в принципе напрягает. А тут такой шанс: потяну-ка я с отчётом, может и не спросят по старой дружбе. Старший спускает проблему на тормоза, потому что перед "подругой" неудобно. Ну и что? Придется выгораживать коллегу перед руководителем и выполнять двойную работу. А если руководитель спросит с вас эти отчёты? Кому прилетит? Вот она дружба, да? А вообще даже без бдительной заведующей вас когда-нибудь прорвёт, поскольку накопятся претензии и обиды.

Старший воспитатель, простите, - не мать Тереза, и если вами пытаются манипулировать (а манипуляцией будет всё, с чем манипулятор никогда не пойдёт к руководителю), существует одна прекрасная фраза: "выполнить нужно до..., это задача для каждого". Однако нельзя отказывать в профессиональной поддержке: вместо того, чтобы освободить коллегу от выполнения какой-либо работы, помогите, к примеру, с подбором материала, последующим анализом выполнения и при необходимости корректировкой.

Этот же подход работает и в отношении поощрений (понимаем эту фразу правильно, относя к ней и премирование, и оснащение группы/кабинета, и похвалу на планёрках и педсоветах) педагогов. Тут знаете, как работает? Поведение старшего воспитателя всегда находится под особым бдительным контролем коллег. Даже минимальный контакт вне профессиональных обязанностей педагоги моментально считывают. Поэтому коллега-подружка в зоне риска, даже если похвала в её адрес является обоснованной.

Здесь работает как с детьми: в работе каждого педагога важно найти хотя бы что-то, за что он может получить поощрение. Но и заискивать не стоит: поощрение должно быть заслуженным и аргументированным. Справедливость и беспристрастность - главные принципы, которыми обязан руководствоваться старший воспитатель.

Ими же стоит руководствоваться в части оснащения групп и приоритетов в распределении элементов материально-технического оснащения.

Объективности в этом вопросе позволяет добиться план развития РППС детского сада, который разрабатывается старшим воспитателем в совместной работе с педагогами детского сада. Однако план есть план, и это документ подвижный. Фиксируйте в плане локальные запросы и обсуждайте их открыто на педсовете. Расставляйте приоритеты и аргументируйте их. Обращайте внимание на то, что будет следующим, и обязательно выполняйте решения.

Финансовые вопросы и с кем стоит их обсуждать старшему воспитателю

Что любят люди больше, чем считать чужие деньги? Верно, обесценивать чужой труд. В сфере, где работает мой муж, в трудовые договоры включают соответствующий пункт, касающийся неразглашения размера заработной платы. В дошколке я такого не видела, но, например, на моём первом месте работы это негласное правило существовало. И если уж стало сильно интересно, по педагогическому окладу сориентироваться +/- можно, и относительно него претензии некому кидать. Но существуют стимулирующие выплаты и надбавки к окладу за выполнение определённого рода работ сверх должностных обязанностей. И никакой максимально подробный приказ о назначении премии, никакие аргументы не заставят повернуть голову, которая по жизни повёрнута не туда. В любом коллективе найдётся тот, кто скажет, что работает лишь он, а вот у воспитателя Марьи Петровны премия на 1 рубль больше. Угадайте почему? Потому что она дружит со старшим.

Кстати, если кто-то до сих пор считает, что ставка старшего воспитателя какая-то супер оплачиваемая, спешу огорчить: ставка старшего равняется ставке воспитателя при одинаковых вводных (уровень образования, стаж, категория и др.).

Есть другая категория коллег - манипуляторы, которые будут "искренне" сочувствовать, когда разговор зайдёт об уровне заработной платы и недовольстве им. Вашей профессиональной мотивации это нужно?

Резюмирую: разговоры о финансах (я о зарплате, а не о финансах, закладываемых на материально-техническое оснащение образовательного учреждения) оставьте для заседания совета трудового коллектива (если таковой имеется в вашей организации), беседы с руководителем или бухгалтером (при его наличии в штате).

Знаете, чем хочется завершить? Вопросом, скорее, риторическим. Так где во всей этой истории дружба? Дружба - это в том числе в взаимопомощи, помощи взаимной. В контексте профессиональных взаимоотношений дружба и взаимопомощь = выполнение должностных обязанностей одинаково качественно каждым из друзей и отсутствие подстав любого калибра.

И ещё момент. Лично я не хотела бы "вырасти" до методиста в своём коллективе, старший воспитатель должен приходить извне. Ну вот такое моё персональное восприятие этой проблемы. Можете оппонировать на этот счёт, принимаю любое мнение и любые аргументы. Сталкивались с подобными вопросами? Как решали?

Безгранично благодарна лайку и репосту материала, потому что будет полезным прочитать его не только старшему и не только "свеженькому", но и любому педагогу детского сада, спроецировав мои мысли на себя. И не забудьте подписаться на блог "Методист в отставке" и активировать колокольчик. Это позволит узнавать о выходе новых материалов первыми. А всех, кому интересно творчество, приглашаю в Телеграм, со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закреплённом комментарии. Добра всем нам.