Найти в Дзене
СВОЛО

Ни дня без строчки о Кире Долининой

Когда-нибудь я дочитаю до конца её книгу «Искусство кройки и житья», и мне станет не о чём писать. Поэтому я стал дробить её высказывания на части и по каждой писать отдельную заметку.

Вот очередная часть предложения о Рокуэлле Кенте:

«…вполне понятный, этакий непрямой перевод нашего сурового стиля» (http://loveread.ec/read_book.php?id=100990&p=82).

Мне, чтоб спорить с этим нюансом мысли, пришлось проделать такую работу. Просмотреть все Синусоиды Изменения Идеалов (СИИ) и отобрать те, что с точкой на середине подъёма кривой слева направо – обозначения идеала типа Высокого Возрождения. (Я ж у себя на сайте перед каждой статьёй рисую эту синусоиду с точкой в том месте её, какое символизирует подсознательный идеал, вдохновлявший художника при создании разбираемого произведения. Для идеала типа Высокого Возрождения – гармония низкого и высокого – точка находится на середине подъёма слева.) Ограничивался я только послевоенным временем (тогда и свирепствовал суровый стиль). На самом деле он вдохновлялся ещё двумя идеалами на том же треке подъёма слева направо: 1) ближе к верхнему перегибу синусоиды – идеалом типа Позднего Возрождения или трагического героизма, и 2) на инерционном вылете вон с синусоиды вверху – идеалом типа маньеризма или сверхисторического оптимизма. Так хоть формально это тот же суровый стиль с «монументальной обобщенностью форм, лапидарностью и экспрессивностью живописного языка, графичностью и условностью изображений, а также парадоксальным сочетанием брутальной героики произведений с их романтическим содержанием» (https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/41822/2/VKR_Barysnikova.pdf), ради «лишенной всяких иллюзий, бескомпромиссной и беспощадной – "правды" о человеке, истории и даже природе» (https://m.ok.ru/group/52074749821005/topic/62662972429645)… Но я эти произведения в написанный мною перечень вдохновляемого идеалом типа Высокого Возрождения не включил. Перечень этот я опубликовал в своём канале (тут) и пристегнул. Буду добавлять туда строчки по мере открывания для себя новых представителей сурового стиля, соцреализма не принявших, но от исторически достижимого настоящего социализма (предкоммунизма) не отказавшихся.

С этой СИИ вообще получается, что настоящий (т.е. являющийся подсознательным идеалом) соцреализм, являясь лишь одной из точек на синусоиде, является единственным стилем, не оппозиционным власти в СССР. Он расположен на точке СИИ, где в околовозрожденческое время расположено барокко, в центре спускающегося слева направо трека синусоиды. Все остальные типы идеалов оппозиционны. Все сталинский (централизованный) социализм отрицают.

Каждое сравнение хромает. СИИ хромает тем, что солипсистский романизм и реализм приходится изображать одной и той же точкой, как на середине отстоящей от предшествовавших экстремистских вылетов сверхвверх и субвниз и от ещё на СИИ находящихся типов идеалов, близких к экстремизму. Например, солипсистский романтизм произошёл от ужасов наполеоновских войн под флагом Разума против удьтраразврата рококо предшествовавшего строя, феодализма: действительность – ужасна; спасение – в бегстве во внутреннюю жизнь автора, представленную прекрасной. А реализм лишь замечает, что это перебор: и с прекрасностью внутренней жизнь и с окончательной ужасностью действительности. И – даёшь трезвость и истину, какая б она ни была. – И такой романтизм, и такой реализм одинаково удалены от названных экстремизмов. Вот и приходится «их» точки располагать на середине спускающегося трека СИИ.

Теперь можно рассказать, что я ещё сделал, готовясь к спору с Долининой. – Я разобрался с Рокуэллом Кентом (тут). Он оказался солипсистским романтиком.

И никаким не переводом «нашего сурового стиля».

Кент. Охотники на тюленей. Северная Гренландия. 1933.
Кент. Охотники на тюленей. Северная Гренландия. 1933.

Прекрасная душа автора посреди всего этого нечеловеческого холода выражена потрясающей красотой картины катарсически, так сказать. Не прямо, а от столкновения: 1) знаемой моральной и физической грязи в обычном климате, о которых все знают и можно о них не говорить (минус-приём), «называя» их, тем не менее, категорическим молчанием о них и 2) немыслимого для обычной телесной жизни климата. И столкновение это «говорит» подсознанию зрителя третье: мыслима прекрасная духовная жизнь.

Простым образом её, может, является имеющая тёплый тон обводка кое-где границы между небом и землёй.

26 июля 2024 г.