Когда-нибудь я дочитаю до конца её книгу «Искусство кройки и житья», и мне станет не о чём писать. Поэтому я стал дробить её высказывания на части и по каждой писать отдельную заметку.
Вот очередная часть предложения о Рокуэлле Кенте:
«…вполне понятный, этакий непрямой перевод нашего сурового стиля» (http://loveread.ec/read_book.php?id=100990&p=82).
Мне, чтоб спорить с этим нюансом мысли, пришлось проделать такую работу. Просмотреть все Синусоиды Изменения Идеалов (СИИ) и отобрать те, что с точкой на середине подъёма кривой слева направо – обозначения идеала типа Высокого Возрождения. (Я ж у себя на сайте перед каждой статьёй рисую эту синусоиду с точкой в том месте её, какое символизирует подсознательный идеал, вдохновлявший художника при создании разбираемого произведения. Для идеала типа Высокого Возрождения – гармония низкого и высокого – точка находится на середине подъёма слева.) Ограничивался я только послевоенным временем (тогда и свирепствовал суровый стиль). На самом деле он вдохновлялся ещё двумя идеалами на том же треке подъёма слева направо: 1) ближе к верхнему перегибу синусоиды – идеалом типа Позднего Возрождения или трагического героизма, и 2) на инерционном вылете вон с синусоиды вверху – идеалом типа маньеризма или сверхисторического оптимизма. Так хоть формально это тот же суровый стиль с «монументальной обобщенностью форм, лапидарностью и экспрессивностью живописного языка, графичностью и условностью изображений, а также парадоксальным сочетанием брутальной героики произведений с их романтическим содержанием» (https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/41822/2/VKR_Barysnikova.pdf), ради «лишенной всяких иллюзий, бескомпромиссной и беспощадной – "правды" о человеке, истории и даже природе» (https://m.ok.ru/group/52074749821005/topic/62662972429645)… Но я эти произведения в написанный мною перечень вдохновляемого идеалом типа Высокого Возрождения не включил. Перечень этот я опубликовал в своём канале (тут) и пристегнул. Буду добавлять туда строчки по мере открывания для себя новых представителей сурового стиля, соцреализма не принявших, но от исторически достижимого настоящего социализма (предкоммунизма) не отказавшихся.
С этой СИИ вообще получается, что настоящий (т.е. являющийся подсознательным идеалом) соцреализм, являясь лишь одной из точек на синусоиде, является единственным стилем, не оппозиционным власти в СССР. Он расположен на точке СИИ, где в околовозрожденческое время расположено барокко, в центре спускающегося слева направо трека синусоиды. Все остальные типы идеалов оппозиционны. Все сталинский (централизованный) социализм отрицают.
Каждое сравнение хромает. СИИ хромает тем, что солипсистский романизм и реализм приходится изображать одной и той же точкой, как на середине отстоящей от предшествовавших экстремистских вылетов сверхвверх и субвниз и от ещё на СИИ находящихся типов идеалов, близких к экстремизму. Например, солипсистский романтизм произошёл от ужасов наполеоновских войн под флагом Разума против удьтраразврата рококо предшествовавшего строя, феодализма: действительность – ужасна; спасение – в бегстве во внутреннюю жизнь автора, представленную прекрасной. А реализм лишь замечает, что это перебор: и с прекрасностью внутренней жизнь и с окончательной ужасностью действительности. И – даёшь трезвость и истину, какая б она ни была. – И такой романтизм, и такой реализм одинаково удалены от названных экстремизмов. Вот и приходится «их» точки располагать на середине спускающегося трека СИИ.
Теперь можно рассказать, что я ещё сделал, готовясь к спору с Долининой. – Я разобрался с Рокуэллом Кентом (тут). Он оказался солипсистским романтиком.
И никаким не переводом «нашего сурового стиля».
Прекрасная душа автора посреди всего этого нечеловеческого холода выражена потрясающей красотой картины катарсически, так сказать. Не прямо, а от столкновения: 1) знаемой моральной и физической грязи в обычном климате, о которых все знают и можно о них не говорить (минус-приём), «называя» их, тем не менее, категорическим молчанием о них и 2) немыслимого для обычной телесной жизни климата. И столкновение это «говорит» подсознанию зрителя третье: мыслима прекрасная духовная жизнь.
Простым образом её, может, является имеющая тёплый тон обводка кое-где границы между небом и землёй.
26 июля 2024 г.