Найти тему
СВОЛО

Боже! Как ты была права!

Памяти моей Наташи, умершей 16 лет тому назад.

Плох тот критик, который в своих оценках не соблюдает различия между «это мне по душе» (или «не по душе») и «это хорошо» (или «не хорошо») — «по моему» хорошо, но все же «для всех», а не просто «для меня». Первое требование, предъявляемое критику, именно в том и состоит, чтобы он это различие соблюдал, искушению эти две оценки смешивать не поддавался… И пристрастие ему нужно, и беспристрастие

Вейдле

Есть колоссальное общественное заблуждение относительно понятий «романтик», «романтизм». Я тоже был ему подвержен. И мне за то крепко «накостылял по шее» председатель научной Пушкинской комиссии при Одесском Доме учёных, профессор Слюсарь, Арнольд Алексеевич, когда меня допустили к чтению там докладов.

И я ж как-то со школы знал, что романтизм был реакцией на кровавую Великую Французскую революцию и наполеоновские войны, явления обществизма, так сказать. И я читал книгу великого Гуковского «Пушкин и русские романтики», где романтизм формульно в моральном плане сведён к эгоизму. И всё равно общественное заблуждение в СССР, что романтизм – это возвышенное, это хорошо, у меня было не искоренено. А у Наташи и не колебалось, пожалуй, ибо её институтский турклуб назывался «Романтик». И она из самых высоких побуждений хотела уехать куда-то на Север или в Сибирь, в глушь, прочь от цивилизации, которая насквозь прогнила от комфорта. Рокуэлл Кент был её кумиром. А меня он тоже магнетизировал своей чистотой красок. Я даже купил альбом его репродукций. А сам он – не зря? – подарил много своих картин Советскому Союзу. Почему? За прогрессивность? За социализм?

Виноват с заблуждением о романтизме, наверно, Горький. Его «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике». Про теорию – о гражданском романтизме – массы не знали, но такой романтизм чуяли. (Теперь, мне кажется, в России ради стабильности эту теоретическую дефиницию стараются забыть и замолчать.)

Но, если гражданский романтизм – это коллективистского рода идеостиль, а просто романтизм – индивидуалистского, то как их можно объединять?!.

А у того же Кента в пейзажах почти нет людей, значит, он индивидуалист, и как это связывается с его коллективистской ориентацией вне живописи: социалист, антиимпериалист, благотворитель?

Наверно, дело в том, что у романтиков обоих видов конфликт с большинством. Конфликт сокола – с пингвинами, гагарами… Некрасивыми. Просто у одних ситуация до поражения, а у других – после. Но даже романтическая победа-в-поражении ещё как-то отдаёт позитивом (красотой, натуральностью, теплотой). Стакан не только наполовину пуст, но и наполовину полон. Некая гармония. Разочарование простого романтика – мелочь относительно разочарования экстремистов: маньеристов – на коллективистском полюсе и ницшеанцев – на полюсе индивидуалистском (см. об этом тут).

Вот откуда это: что у Рокуэлла Кента и Афанасия Осипова красоты – на краю света (на Нью Фаундленде, в Гренландии, Якутии, Саянах, Алтае, Тянь-Шане, Гималаях и т.д.). Они есть образы красоты внутренней жизни при подразумеваемой некрасивости жизни внешней не на краю света.

И – сразу вопрос на засыпку: а Левитан? Как увидеть его экстремизм в Альпах?

Левитан. Цепь гор. Монблан. 1897.
Левитан. Цепь гор. Монблан. 1897.

Я думаю – в этом безразличном, каком-то мёртвом небе. Ровно, словно маляром покрашенном.

Сколько оттенков в горах найдено! И для камня, и для снега. Для камня – не перечесть. Для снега – наверно, можно. Особенно, если взять только снег не в тени. – Белый, почти белый, светло-светло-серый.

Немного оттенков и травы на переднем плане. Но всё-таки и она не настолько монохромна, как небо.

Оно – как сама Вечность. Что Вечности до травы, ледников, гор… Сменится время года – и трава засохнет, сменит свой цвет. Сменится климат, и ледники исчезнут с гор. А ещё через миллионы лет Африка столкнётся с Южной Европой, сомкнув Средиземное море и воздвигнув на месте столкновения горный хребет размером с Гималаи, по сравнению с которым Альпы покажутся просто карликами. Они, может даже подползут под новые Гималаи. Во всяком случае, эти горы не вечны. И только безоблачное небо будет всё так же тёмно-голубым на высоте, как на картине Левитана. – Он – экстремист.

И совсем другие – советские романтики, разочаровавшиеся в действительности, как и Кент.

Осипов. Лошадки под мартовским солнцем. 1977.
Осипов. Лошадки под мартовским солнцем. 1977.
Кент. Художник зимой. 1935.
Кент. Художник зимой. 1935.

Даже населив свою картину людьми, Осипов умудрился ими показать свет «мистического знания, возможно, известного северным народам» (Манин. Русская живопись ХХ века.)

Осипов. Народные писатели Якутии. 1974.
Осипов. Народные писатели Якутии. 1974.
Кент.
Кент.

А что значат ненатуральности: пятиконечные звёзды и «свет» за силуэтом девушки (за спиной, перед грудью и под икрами)?

«Пентакль был почитаемой эмблемой… у американских индейцев. У саамов русской Лапландии пятиконечная звезда считалась универсальным оберегом, защищающим оленей» (Википедия).

Можно думать, что и у эскимосов такая звезда – что-то позитивное.

А «свет», можно думать, - это некая эманация души.

Прекрасна, «говорят» Кент и Осипов, внутренняя жизнь, а не удручающая внешняя. Причём, не только американская (Кент – американец) и советская, но и постсоветская.

Осипов. Последняя лыжня. 2011.
Осипов. Последняя лыжня. 2011.
Кент. Весенняя лихорадка. Беркширские холмы. 1908.
Кент. Весенняя лихорадка. Беркширские холмы. 1908.

Остаётся только задаться сакраментальным для меня вопросом: есть тут след подсознательного, именно подсознательного, идеала? Тем паче, что побег из плохой внешней жизни в прекрасную внутреннюю был романтиками открыт ещё на грани 18-19 столетий.

Бравурная жизнь в США, кроме великой депрессии, и в СССР, кроме войны, говорит, что, чтоб отрицать её художникам, нужно было стать в оппозицию обществу. Что, вообще говоря, не просто. Мещанину всё хорошо, а мещанство – затягивает. – Но это довод для подсознательности идеи бегства от общества слабый.

Другое дело, что романтизм в начале 19 столетия был здорово заклеймён реализмом, что затрудняло возрождение романтизма в 20 столетии. В России и СССР он в 20 столетии стал свирепствовать. Что-то то же в США. «Американский реализм ведет свое начало с литературы середины 19-го века и стал важной тенденцией в изобразительном искусстве в начале 20 века» (Википедия).

Из-за такого соперничества, возможно, романтизм Кента и Осипова стал маскироваться под реализм арктических и подобных пейзажей. На крайнем севере и в горах – естественное безлюдье. А оно – первейший образ бегства от действительности. Но может ли такая образность родиться помимо сознания?

Исключительность открывающихся там красот могла непреднамеренно останавливать внимание художников. А такой момент имеет уже отношение к подсознательному.

Но это и всё, пожалуй, что можно вытянуть в качестве ответа на мой сакраментальный вопрос. Достаточно этого, чтоб назвать такой романтизм художественным?

Мало, вообще-то. Но я, так и быть, назову.

*

Не могу объяснить, но каким-то чудом я 5 лет назад нигде не опубликовал эту заметку. А наткнулся на неё из-за слов Киры Долининой, этого теперешнего вечного двигателя моей энергии писать и писать. – Она написала возмутительные слова:

«…мы любили Рокуэлла Кента. Он был реалист, холодноватый, но вполне понятный…» (http://loveread.ec/read_book.php?id=100990&p=82).

Ага, реалист, - подумал я, перечитав эту заметку.

23 июля 2024 г.