Как говорится, можно с бесконечно наблюдать за тремя вещами: как горит огонь, течет вода и как Роскосмос обещает создать ракету получше чем у Маска.
Пока дело традиционно не заходит дальше обещаний, но мы люди доверчивые, потому продолжаем с упоением следить за новостями о новой метановой ракете Роскосмос "Амур-СПГ".
В этот раз на связи заместитель департамента перспективных программ и проекта «Сфера» Игорь Пшеничников. Не так давно этот сотрудник госкорпорации, чья должность едва ли уместится на штатной табличке двери, дал развёрнутое интервью о самой перспективной ракете России.
Итак, что такое «Амур-СПГ» кратко? Это многоразовая, метановая двухступенчатая ракета с возможностью вертикальной посадки первой ступени. В самом проекте собрано всё самое современное, что есть в мировой космической отрасли.
Беда лишь в том, что российская космическая промышленность сегодня находится несколько на ином уровне относительно мировой промышленности других стран, и по ряду позиций сравнение идёт явно не в нашу пользу.
Мы в Telegram
Начнём с техники.
Российская космическая отрасль традиционно имеет сильные компетенции по двигателям. В наследство от «страны, где делают только галоши» РФ достались ключевые технологии ракетного двигателестроения, и часть из них всё ещё не утрачена.
Сердце ракеты — двигатель РД0169 — создавался с начала 2006 года под руководством Виктора Дмитриевича Горохова на базе советских наработок метановой тематики (РД0140, РД0134, РД0141, РД0142, РД0143А, РД0143К, РД0144, РД0149). На 2024 год полного цикла испытаний этот двигатель всё ещё не прошёл, однако работы действительно ведутся, и к 2030-му что-то может получиться.
Наверняка что-то да сделают по наземному космическому комплексу. В Роскосмосе обещают, что строительство космодрома под метановый РН среднего класса начнётся уже в 2026 году. Значит, стройка действительно может начаться к 2030-му, но при условии, что деньги не спустят на очередной чемпионат по ногомячу, гладиаторские игры стероидных атлетов, именуемые олимпиадой, или новомодный праздник плова.
И вот теперь мы подходим к главному. Как вы знаете, SpaceX традиционно сажает ступени либо на морскую платформу, либо на асфальтированные наземные площадки.
И ничего удивительного. В плане географии США редкостные везунчики, океан с двух сторон предоставляет стране неограниченные возможности по запуску чего-либо и приземлении ступеней в любом районе.
В РФ так не получается, и похоже, головной разработчик ракетного комплекса «Амур-СПГ» начал смутно об этом догадываться. Понимаете, дело в том, что в России большие территории и достаточно слабо развиты дороги. А после того как ступень куда-либо приземляется, её нужно транспортировать на завод, где будет проведено послеполётное обслуживание. Обслуживание ступени в SpaceX проводится за 48 часов с момента старта, и в этом кроется секрет низкой себестоимости пусков многоразовых ракет Илона Маска.
В России отработавшие свое ступени падают в диких районах Якутии где температура может доходить до -52, автомобильных дорог нет, а ближайшую ЖД ветку нужно тянуть за десятки километров. Сколько стоит строительство и поддержание в исправном состоянии жд инфраструктуры в условиях Якутии, можно не считать.
Рассматривают в Роскосмосе и вариант эвакуации ступеней на вертолете, но пока ничего кроме смеха такой подход вызывать не может. Для доставки потребуется использовать не менее пары Ми-26, что малореализуемо, да и полностью сводит на нет все экономические преимущества проекта.
Откровенно отсутствуют в РФ и компетенции по созданию системы управления вертикальной посадки. Как вы помните, в SpaceX на отработку системы спасения ушел не один год, а компания имеет доступ к лучшим образцам мировой электроники и даже сама разрабатывает часть блоков.
Радует, что создатели Амур-СПГ проблему осознают и планируют создать два образца-ступени "попрыгунчика" на базе РН "Союз- 2.1.в"
Резюмируя интервью, можно сделать выводы, что сейчас "Амур-СПГ" выглядит проектом, который еще не до конца проработан и едва ли будет пригоден для вывода спутниковой группировки из нескольких сотен аппаратов до 2030-го года. А пока смотрим красивые мультики и верим всем обещаниям.