Как известно, краткость - сестра таланта. Поэтому, чтобы обойтись без ненужных и утомляющих читателя подробностей, без вступлений, перейдем сразу к делу. Заметим только, что попавший сегодня в поле нашего зрения фильм представляет из себя очередной “ушедший в народ”. Цитаты и другие его составные части уже много лет живут своей отдельной жизнью.
Нас данное кинопроизведение интересует, прежде всего, с точки зрения демонстрации в нем милицейской формы и снаряжения (по понятным причинам). Опять же, оговоримся, что пересказ сюжета здесь не нужен, тем кто не смотрел остается лишь посочувствовать и порекомендовать ознакомиться.
Итак, форма. Для начала надо определиться с временными рамками. Согласно данным открытых источников, съемки фильма начались в декабре 1970 года. Именно в это время МВД возглавлял Николай Щелоков, под руководством и с подачи которого появились многие фильмы, сериалы, книги, которые всячески с лучшей стороны демонстрировали работу милиции, а также показывали образы ее сотрудников в положительном ключе. Достаточно вспомнить служивших на экране в те же годы Знаменского, Томина и Кибрит.
В 1969 году прошла очередная "реформа униформы" МВД. Сотрудников снова переодели в новую форму, которой, пусть и с порой довольно серьезными изменениями, но в общем с одной и той же “основной идеей” предстоит прослужить в милиции до самого развала Советского Союза, а в некоторых местах даже чуть дольше.
На дворе начало 1970-х. Разгар эпохи Брежнева. Советские милиционеры и один воспитатель детсада героически ловят банду похитившую шлем Aлександра Македонского. Милиционеры фигурируют в кадре множество раз.
Первым человеком в форме, который возникает перед зрителем в кадре, в фильме является полковник Верченко, в исполнении актера Николая Олялина. Следом в кабинет заходит лейтенант Славин (Олег Видов). Оба героя одеты в новую стильную форму. В данном случае представлен повседневный вариант с синими рубашками и брюками прямого кроя.
Следующий милиционер, который встретится нам в фильме - лейтенант-участковый. Одет в актуальную на тот момент зимнюю форму одежды, а имено, в цигейковую шапку-ушанку с кокардой (еще типа “орех", без листьев) и зимнее форменное пальто.
Собственно, в той же униформе потм появятсяеще и старший лейтенант и старший сержант в финальной сцене фильма.
Кстати, киномилиционеры не просто так держат руки в правом кармане пальто. Там сделан специальный клапан, который обеспечивал мгновенный доступ к спрятонному в кобуре табельному оружию. А внешне никаких признаков вооруженности нет, все чинно и благопристойно!
В моменте задержания банды настоящего Доцента в кадре фигурирует милиционер с портативной рацией. Конкретную модель,к сожалению, со стопроцентной гаантией назвать не можем, можемлишь предположть, что это “Уран”,потому что для “Тюльпана” не совсем подходящие годы. Версии в комментариях сугубо приветстсвуются!
А что же такое носит на себе Трошкин-Доцент? Что такое “шкреты/шкареты/шкаряты”?
Согласно “Словарю русского арго”:
Ср. уг. «шкаренки» — джинсы; «шкар», «шкарняк», «шкеровый» — карман брюк; «шкары», «шкеры», «шкефы» — брюки; Возм. сближение с цыг. suk(r (шукар) — красивый, прекрасный, красавец; первональное зн. в цыг. — брючный карман; поскольку из него легко красть, произошла семантическая контаминация зн. «карман» и «красивый»; в дальнейшем контаминировались зн. «карман, брюки» и «красивый».
Слово “шкреты” в данном случае искаженная форма слова “Шкары”.
В фильме они представляют собой ни что иное как милицейские галифе, которыми, лейтенант Славин и его коллеги, снабдили заведующего детсада Трошкина для выполненя ответственного задания. Это могут быть как галифе обр.1958 г., так и болеее ранние. Из-за качества изоражения установить это доставерно не получится. Ваши предположения, естественно, ждем в комментариях.
Однако, особый интерес вызвал промелькнувший в эпизоде пожара милиционер в странной форме. Вероятно, из-за массовой сцены на площадке было не совсем до деталей, потому что:
1. Старший лейтенант одет в зеленую армейскую рубашку;
2. Носит фуражку в конце декабря (холодно и не по уставу);
3. Из-под формы (см. рукав) предательски выглядывает спортивный костюм,выданный актеру, понятное дело, для утепления.
Но даже этот небольшой огрех, НИ КОЕМ СЛУЧАЕ, не умаляет ни достоинств фильма, ни красоты и выверенности показанной остльной милицейской формы.