Найти в Дзене
Большой Меломанский

Нота МП 220С - подавляем детонацию копии с кассеты на кассету Ботанико-Дигиталным путем

Всем Привет! С вами Дядя Джек!

Ну что вам рассказать?

Сгоняли мы домой. В Москву. Я даже на работу 2 дня ходил.

А потом посмотрел посмотрел. Народ вроде меня слушается. Все вроде в порядке. На встречи деловые мне сейчас ходить не надо. Я пока вникаю в происходящие процессы, да коллектив отлаживаю.

А потому загрузился я документами, сказал, что буду онлайном на связь выходить, взял детей, машину жены, сел в свой кабриолет и назад на море.

Мы в другом поселке теперь. Но тоже окна на море. Причем в первой линии. Между пляжем и номером есть дорога автомобильная. Но машины там парковаться заруливают. Траффика нет. Вернее есть и он в купальниках. В полосатых и не только.

Но я тут пока дома был, с Ботаником разговорился. Мы с ним, и женами с детьми, в лес сходили. В озеро нырнули. Я после этого сразу решил, на море рвануть снова. Чет в Москве холодно сейчас купаться.

В общем Ботаник мой вспомнил, что он однажды переделал кассетную деку.

Времена были 80е.

А дека была Нота 220.

источник фото https://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/mg_kas_set/nota_m220s1.html

А у нее ведь как.

У нее мотор один от катушечника. От Нота 203.

И он один на оба кармана. Т.е. при копии там детонация вообще ломовая.

Там и по частотам не очень.

Но если с частотами можно поставить динамическое подмагничивание.

И шумодав компандерный хитрый приделать. Чтобы он и шумы прибирал, и отдачу по верхам улучшал.

И при этом был с Долби совместим.

То вот как быть с детонацией. А она при таких числах делает звук дубовым и не поворотливым. Я бы даже сказал грубым и рваным.

Даже на Цое слышно. На его Звезде По Имени Солнце.

А если чего более подвижное и резвое - так там вообще вся динамика теряется.

Звук вялый становится.

Ботаник у меня не аудиофил. Но когда с ним про технику говорить начинаешь подробно - то чет сомнения пробирают. Похоже искуссно скрывает склонности.

Как-то уж очень много знает и про звук и про его восприятие, и про конструкционные коррекции.

Но как бы то ни было. А вот детонация есть. И вот все кассеты слушают. Эпоха такая. Модно было.

И вот он однажды берет и делает. С виду дека как была Нота 220 так и осталась.

А вот на звук копия вдруг начинает так шикарно звучать, что прям за душу берет. Даже на Романтик 306. Вдруг все оживает. И копия явно лучше исходника, что с винила писали звучит.

Причем писали этим же Романтиком. А тут раз. А она лучше, чем запись этим Роматником сделанная с винила.

Да как так? Как такое вообще может быть???

Ну тогда он секрет не рассказывал.

А тут я его разговорил.

***

В общем цифра там - сказал Ботаник. - я сигнал оцифровываю, обрабатываю и заново записываю.

Да ладно???? И как жить дальше????

Но я решил не сдаваться. Еще 10 лет назад я бы нос воротил не веря сказанному. А сейчас Хай-Резы пришли. Сейчас я понимаю, что цифра цифре рознь.

Одно дело 44К,а другое 192.

В общем начинаю выведывать.

И вот что он мне поведал.

***

Оцифровываю я сигнал с первого кассетника. Я не знаю как в механике чего делать, чтобы детонацию убрать. Мне проще в электронике. Я в ней шарю.

Я долго думал, пробовал на УЛЗ аналогово кое-что. В видиках же детонацию аналогово давят.

Но потом плюнул и сделал на цифре.

Да дороже. Да детали пойди найди. Но с этими УЛЗ - ну я сними потом поладил. Но сначала в цифре сделал.

В общем я что делаю? Я цифрую. В цифре ловлю атаку музыкальных инструментов на СЧ.

Например от рояля или гитары. Там ведь струны свободно колеблются. А значит детонации быть не должно.

А значит если она есть - то она от механизма магнитофона, и я при этом знаю ее уровень.

В общем цифрую, на частоте 1.2 МГц. Это по ИКМ. Не Дельта-Сигма. Т.е. у меня там 1.2 МГц на 24 бита.

Записываю это дело в ОЗУ. Там его всего на одну десятую секунды было.

Вычисляю детонацию. И синхронизирую по ней задающий генератор считывания выборок.

Сигнал отправляю на ЦАП.

Там уже детонация отфильтрована.

Но это бы хорошо, для плееера.

Но вам ведь надо на Романтике ее убрать. А там как бы 0.3 процента этого дела.

Да и у меня на записи тут тоже всякое разное. 0.25 по любому.

А надо убрать ее в ноль, чтобы на всех аппаратах зазвучало.

В общем у меня там 7 головок на втором кармане стоит.

Сначала сдвоенная стирания и записи. Я стираю сигнал. Второй записываю синхроимпульсы.

Дальше самодельная головка что считывает импульсы, в малом окне кассеты.

По ним я выявляю детонацию ленты.

Дальше стирающая головка, что удаляет импульсы. И дальше головка записи.

И там так же через цифру сигнал пишется. С подавлением детонации ленты.

Ну и дальше еще одна контрольная головка, что мониторит детонацию по записи, так же за звук гитар и роялей цепляясь.

Она дает еще одну дополнительную коррекцию.

Как итог у меня там на записи при детонации тракта в 0.2 процента, на самой ленте запись ложится с детонацией в 0.02 процента.

Я не видел ни одного чисто механического тракта с детонацией лучше, чем 0.04%.

А тут вот получилось 0.02 сделать.

Само собой на Романтиках у вас резкое падение суммарной детонации минимум в 2 раза.

Там ведь как. Вы пишете сигнал. Потом воспроизводите. Получаете 0.3 процента.

Т.е. выходит 0.15 за проход. А тут раз и у вас вместо 0.3 всего 0.17.

Ну вы тогда и обалдели.

А я ж еще верха продумал так, чтобы компандер с динамическим подмагничиванием был совместим без экспандера.

Т.е. я кривую сжатия подобрал такую, чтобы разжималка при воспроизведении только шумы убирала. А сам звук чтобы и без нее был полноценным.

Ну вот вам верха тогда и пошли.

А еще там хитринка по басу была. Я там его тоже поджал чуток. Он так напористее шел при воспроизведении на динамик Романтика. И при этом без перегруза.

Вы с этого дела вообще тогда пищали.

***

В общем как-то так. Я до конца не понял все ли тут приемы направлены на повышение достоверности звучания.

Что-то мне кажется тут комплексный подход.

Тут разом и повышение достоверности, и разом аудиофилские приемы.

Но записи с этой деки были шикарные. Копии звучали на порядок если не на 2 лучше, чем исходная запись.

Причем исходная, сделанная на все подряд.

Аппарат улучшал любую запись.

Делал ее жутко музыкальной и певучей, приятно басовитой, и с шикарным мягким верхом.

Как сейчас помню.

Дека у него трудилась без остановки. Он даже робо-ченджер кассет потом сделал.

Они менялись. Она снова на запись включалась. И так круглые сутки года 2 стояла, не выключаясь.

Кажется он себе для личного прослушивания еще 3 аппарата сделал.

О!!! Я ему позвонил. Сказал, что было еще 2 станционара, 2 переносных магнитолы, и еще в машине. Шестерка у него тогда была. С роботизированной коробкой.

В ней еще кодней был. Из 2х холодильников сделаннный. В багажнике отдельным ящиком лежал, который всегда вынуть можно было.

И еще дворники автоматические. Ну и стеклоподъемники на моторах.

В общем как-то так.

Я договорился на интервью. Продолжение обзоров на его технику будет.

А на сегодня все.

Спасибо, что вы с нами!!!

***