Ничего не утверждаю, просто размышляю. Понаписав свою фантазийную и несколько корявую версию происхождения мира, богов и человека, я решил попробовать собрать информацию о самом почитаемом боге на Земле – Яхве.
Перейдем к этимологии (происхождении слова). На иврите обозначает "Тот, кто даёт жизнь всему, пребывая извечно". В переводе на русский язык часто употребляется выражение "Я есмь" или "Тот, кто сотворил мир". Мда... Мне совершенно не нравятся все эти возвеличивающие и гиперболизированные расшифровки, не основанные на филологии вообще никак. Я может быть и вообще не прав, но эти все «переводы» и «расшифровки» отметаю. Большинство из 72 имен (кроме Элохима), ну или наиболее широко транслируемые – это лишь данные иудаистами эпитеты, которые связаны с теми или иными приписываемыми свойствами. Поэтому подробно их рассматривать не вижу никакого смысла потому, что они не приблизят к пониманию персонажа.
Есть второе и не менее важное именование библейского бога – Элохим / Элогим / Элоким. Именно оно связано со всяческими подозрениями / подтверждениями ветхозаветного многобожия.
Псалом 81 называет управление Яхве советом. Первый стих гласит:
«Бог (elohim) стоит в божественном собрании; он вершит суд среди богов (elohim)».
Библейские авторы говорят о Яхве таким образом, чтобы выразить свою веру в его уникальность и несравнимость:
1. «Кто подобен Тебе среди богов [elim], Яхве?» (Исх.15:11)
2. «О Господь, Бог Израилев, нет бога [elohim], подобного Тебе, на небесах вверху или на земле внизу» (1 Цар.8:23).
3. «Ибо ты, о Господь, высший над всей землей. Ты превыше всех богов [elohim]» (Псалом 96:9).
4. Верховный царь над другими elohim (Пс. 94:3; Дан. 4:35; 1 Цар. 22:19)
Тут ведь не говорится о том, что нет бога / богов, а утверждается, что нет подобных ему. А значит есть боги уступающие по подобию, НО ОНИ ЕСТЬ. Говорится, что Яхве просто выше других, но не единственный.
Если спросить еврея, как дословно переводится слово, то он скажет, что этимология этого слова НЕИЗВЕСТНА! Евреи не знают, как перевести слово ЭЛОХИМ. Ага, забыли, что ли? Думаю, просто избегают обсуждения.
Интересно, получается про возможно самый крамольный вариант. Элохим можно перевести, как «говорящий змей». Думаю было так, что некогда евреи почитали в равной степени и Яхве и Элохима. Один – пустынный бог, второй был воплощением суровости пустыни – змеем. Были сюжеты и с тем и с другим. Потом акцент сместился в пользу духа пустыни, а сюжеты о змее частью приписали духу, а частью его противнику / сатане. Впоследствии, мы видим следы серьезного почтения к змею в сюжетах, связанных с Моисеем. Моисей сделал Медного Змея, и заставил израильтянам ему поклониться, чтобы спастись от укусов настоящих змей в пустыни. «И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: «не явился тебе Господь»? [что сказать им?] И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он ответил: жезл. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. И сказал Господь Моисею: простри руку свою, и возьми его (за хвост); и он стал жезлом в руке его. Это для того, чтобы поверили (тебе), что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Ис.4:1-5). Из этого эпизода, по крайней мере, следует, что образ бога (одного из самых почитаемых богов) тогда еще для них ассоциировался со змеем.
Итак, в начале Яхве почитался родами и племенами скотоводов-кочевников, в том числе и семитских как дух или демон пустыни. Может быть следами этой доминанты является то, что перед приходом / возвращением в Ханаан, евреи 40 лет блуждают по синайской пустыне и бог не дает погибнуть. Да, и сам Ханаан – чуть лучше Синая, полупустыня, каменистая и жаркая. В позднем «масоретском варианте» Библии указано, что во времена Моисея было семьдесят богов, каждый из них считался «божеством нации». Среди сыновей Эла, Яхве — личный Бог Иакова.
С течением времени представители племени Иуды – племени, считавшего себя потомками сына Иакова, – провозгласили бога защитником и покровителем их родовой ветви. В объединении еврейских племен ключевую роль сыграло племя Иуды. Бог-покровитель этого племени стал навязываться в качестве бога-покровителя всего еврейского народа. Насколько тяжело происходило это навязывание видно из Ветхого Завета. Там от времен Авраама (предположительно XVII в. до н. э.) до освобождения из Вавилонского плена (конец VI в. до н. э.) идет кипучая борьба единобожников с многобожниками. Даже из Библии ясно (при трезвом размышлении сомневающегося во всем), что политеизм евреев был побежден только в ходе 1000 лет борьбы. Изменились и его функции. Так как главной его задачей, как покровителя, стало руководство военными операциями против внешних врагов.
Пройдемся по теогонии. Яхве обитал на горе Синай. Она служила предметом культа и других богов Палестины. Можно допустить, что Яхве — происходит от египетского божества Ях — бог луны, или бог ночи, тьмы. Тогда становится отчасти понятно, почему Яхве появляется из тьмы. В 1957 г. у основания одной из колонн древнего языческого храма времён фараона Аменхотепа III (XIV в. до н. э.) нашли надпись "Шасу Яхве". Слово "шасу" раньше обозначало кочевой народ семитов, которых египтяне действительно презирали и объявили вне закона, врагами целой династии правителей. Есть предположение, что культ Яхве пришёл в Ханаан из Египта. К тому же, и в Библии есть эпизоды, связанные с этой страной, и даже у одного из божеств есть созвучное имя - Ях (или Аль-Ях). Этот бог считался богом Луны.
Полномочиями Яхве у эдомитян, кенитов, моавитян являлись металлургия и кузнечное мастерство во времена Бронзового века (3500 - 1200 гг. до н. э.). Официально самое древнее упоминание о Яхве было у моавитян. На камне, известном как Стела царя Моав Меша (нашли в 1868 г.), начертана надпись: "отнёсший сосуды Яхве в Кемош". отнёс в город Кемош священные предметы для поклонения Яхве, когда воевал с Израилем.
В Ханаане Яхве был просто упомянут, как один из 70 сыновей верховного владыки Эля / Илу. Следовательно, он стал являться братом Дагону, Моту, Ямму и Баалу, сыном Ашеры/Атират, воплощавшей в себе женское начало.
Ранняя версия второй главы 8-9 разделов Дварим (Второзакония) утверждала, что Яхве действительно был сыном бога Эля, а глава 32-я, подразделы 8-9, сообщала, что Эль даже разделял уделы земель между сыновьями, и Яхве досталось правление Израилем.
Яхве оказался нетерпим к своим конкурентам и соперникам. Сначала он сверг бога Эля, а все его эпитеты присвоил себе. Божество гор - Эль Шаддай, трансформировалось во "Вседержителя, охраняющего врата Израильские". Даже собирательное наименование для сонма ханаанских богов - Элохим - отныне стало принадлежать только Яхве. Но не только титул и власть отнял у Эля Яхве - он даже забрал себе его супругу Ашеру. В 1975 г. в Синайской пустыне были проведены раскопки, где обнаружили надпись: "Благословен будь Яхве и его Ашера, ибо Он спас нас от врагов!". Библия объявила Ашеру ложным богом.
В 18 главе 3 Книги Царств происходит конфликт между яхвистами и служителями Баала (бог Вавилона). Разрешил спор пророк Илия, веля принести жертвоприношения обоим богам. Важно не то, что место всесожжения Яхве само воспламенилось, но и сделало это после того, как пошёл дождь. После этого знамения герой целого эпоса - бог Баал лишился жертвенника и его власти над грозами, а его сподвижники были зверски умерщвлены.
Имена богов - Эль и Баал - имели схожее значение - "Господь". И поначалу слово "Баал" отнесли и к Яхве тоже. Появились производные теологические термины - "Иерубаал" ("Господь борется") и "Эшбаал" ("Господь велик"), но когда Яхве уничтожил ханаанского бога и его статуи и жертвенник, слово у евреев приобрело негативную окраску и стало известно как "берет" (позор). Филистимский Зебуб понижен до демона Вельзевула.
И просто ликвидировать Баала как соперника Яхве показалось явно недостаточно. Борьба с морскими змеями была описана хананеянами как борьба бога бурь с морским божеством. Там фигурировали Лотан и Таннин. Таннин, убитый Баалом, перекочевал в ТаНаХ, а Лотана заменили Левиафан и Раав. Получается, Яхве приписали заслуги Баала себе, также вместо него вступив в борьбу с Яммом, богом моря, лишив его полномочий повелевать стихией и установив границу между водами и сушей. Псалом 74:13 и Книга Иова 26:12 просто кричат от восхищения, восхваляя Яхве: "Это Ты уничтожил Ямма своей силой! Успокоил море, разумом своим поразил Раав!". Так в Библии (неоднократно) прорывается признание, что, как минимум, ранее существовали другие боги. Т. е. единобожники не могут отрицать, что существовали другие боги. В лучшем случае Яхве их уничтожил или усмирил, что изначально он был не единственным.
В IX в. до н. э. появились признаки отказа от поклонения Ваалу (ханаанский бог с головой быка – вспомним о золотом тельце). Черты Ваала были поглощены Яхве. Эль стал общим термином, означающим «бог», в отличие от имени конкретного бога. Конечно, же десятки имен одного и того же бога – от его многоплановости. И вы в это верите? Я, думаю, вообще не так! Он вбирал ( евреи побеждали / уничтожали / стремились ассимилировать соседние народы) имена других богов и ему присваивали все больше и больше функционала (от тех самых богов), расширяясь от духа пустыни до всемогущества.
К концу периода Второго Храма публичное произнесение имени Яхве стало считаться табу. Читая Священные Писания, евреи начали заменять божественное имя словом Адонай, что означает «мои господа». Не правда ли интересно? Я про множественное число. Думаю, что это именно следы многобожия. До поры множественность примиряла евреев с соседями (они же не оспаривали множественность), а потом эта множественность объяснена многоликостью и гипербализированным величием творца.
Вот и настал вавилонский плен. Изгоев, выселенных с Родины, притесняли. Желание сохраниться и выжить может быть реализовано только, если сохраняется единство. Выжили те, кто идентифицировали себя с одним богом. Этим единением они отделяли себя от других и консолидировались. А те, кто был готов поклоняться множеству богов за два поколения, вероятно, просто растворились в окружении.
Итак, в древнем мире Ханаана культ Яхве «поднялся из самых низов». Кровью и войнами утверждался несколькими племенами.
Теперь поговорим о природе и качествах Яхве.
Ах, как же так? Милостливый, всепрощающий? Жестокий! А почитайте первую книгу Библии. Вездесущий, всеведущий? А, как же то, что он не предвидел вкушения запретного плода с древа познания (если ведал, значит хотел и спровоцировал нарушение запрета – а, что тут еще подумать). Адам и Ева спрятались и бог ходит и ищет их (хм, всеведущий и вездесущий). Впервые люди нарушили его запрет, а бог изгоняет их за это из рая (ведь всепрощающий поступает именно так?). Милостливый… Скольких людей, сколькие народы он уничтожил, проклял до глубинны нескольких колен. Неопоследовательный… Он, то просит Давида провести перепись, то наказывает его за это (опустим тонкие теологические изыскания оправдывающие непоследовательность). Он торгуется с Лотом (перед его бегством из Содома). А главное, бог ведь знает, кого спасать. Доченьки совокупились с папашей, опоив его. И стоило спасать эту семейку от уничтожения?
Когда вопрошаешь верующего или священника об этом, что они отвечают: «ЭТО ДРУГОЕ!». И начинается (извините за мой французский) нудота основанная на измышлениях иудаистских / христианских теологов и манипулировании библейскими цитатами. Так, если мы – образ и подобие бога и он пример во всем, то как же творениям не брать пример от творца. Как родитель может научить детей хорошему, если сам грешит? Да, никак! Представим себе непоследовательных, порочных, жестоких, лживых родителей. Смогут они, постоянно устраивая порки, заставить детей вести высокоморальный образ жизни? Нет… Дети будут бояться родителей и делать все тайком, а вырастут – все повторят уже без страха. Бог этого не предвидит и не понимает?
Вспомним начало. Бог указал Адаму: "…от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Бытие, 2:17). Получается обман – Адам не умер. Бог его просто запугивал. Если все правильно помню, то это дьявол - лжец и отец лжи. Либо Творец – отец лжи, либо бог и дьявол – одно и тоже, либо правы гностики – ветхозаветный господь – сатана.
Идем дальше. Злой Дух упоминается в двух эпизодах Библии, его источником является Яхве. В первом случае он вызывает вражду и взаимное истребление между Авимелехом и сихемцами: «И послал Элохим Злого Духа между Авимелехом и между господами Сихема, и не стали покоряться господа Сихема Авимелеху, дабы таким образом совершилось мщение за семьдесят сынов Иеровааловых, и кровь их обратилась на Авимелеха, брата их, который убил их, и на господ Сихема, которые подкрепили руки его, чтоб убить братьев его» (Суд. 9, 23-24).
Когда Саул утрачивает божественную милость, Дух Яхве отходит от него и сходит на Давида, на Саула же взамен сходит Злой Дух Яхве: «И взял Самуил рог с елеем и помазал его (Давида) среди братьев его, и сошёл Дух Яхве на Давида с того дня и после… А от Саула отступил Дух Яхве, и возмущал его Злой Дух от Яхве. Источник злого духа – Яхве. Я все больше в «восторге»…
А вот еще цитаты: «Яхве (господь) благоволит обитать во Мгле» (3 Цар . 8; 10-12). Его голос – голос «из среды Мрака» (Втор. 5; 23), «Мрак под ногами его» (Пс. 17; 10), и он «Мрак сделал покровом своим» (Пс. 17; 12), «Мрак, где Яхве» (Исх. 20; 20). Объект поклонения иудаизма действует во Тьме и из Тьмы, он «судит сквозь Мрак» (Иов. 22; 13), «слова изрёк Яхве из Мрака» (Втор. 5; 22), он «открывает глубокое из среды Тьмы и выводит на Свет тень смертную» (Иов. 12; 22).
Яхве там, где «горящие угли, огонь и сера» (Пс. 10; 6), «Яхве творит всё во всех безднах» (Пс. 134; 6). Его голос «бездну призывает» (Пс. 41; 8), он благословляет «благословлениями бездны» (Быт. 49; 25).(Пс. 138; 8), «судьбы твои – бездна» (Пс. 35; 7). Его хвалят из преисподней: «хвалят Яхве все бездны» (Пс. 148; 7). Он зловеще обещает своему поклоннику: «низведу тебя в преисподнюю» (Иез . 26; 29). Он повелевает злыми духами: «послал Яхве злого духа (беса)» (Суд. 9; 23), «злой дух (персональный бес) от Яхве» (1 Цар . 16; 14)."
Яхве сказал Моисею: «Лица моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» Исх. 33.20. Потому что он мог увидеть истинную личину Яхве.
ДУМАЙТЕ САМИ, РЕШАЙТЕ САМИ!
P.S. (на сладкое):
В иудаизме есть (весьма странный для всей пафосной пирамиды совершенства бога) догмат Шехины — женской ипостаси Бога, с которой Бог совершает даже сексуальные акты. Особенно странно, что вместо Шехины, в постель Бога прокрадывается дьяволица Лилит. То есть, вообще, в принципе, бог иудеев не беспол, а мужик??? Бог спит или отдыхает??? Это всесильному нужен сон и сексуальные отношения??? Так его еще и обмануть / ввести в заблуждение может его же творение – Лилит???
Вот такой вот интересный Творец получается….
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ: