Найти тему
Вперёд в прошлое!

НЕ геростраты: роль, сыгранная на подмостках жизни

Фотография взята из электронной версии газеты "Московские новости" и будет удалена по первому же требованию правообладателя.

Еврейские погромы - одна из самых отвратительных страниц в истории Российской империи. Что особенно обидно на фоне в целом весьма разумной национальной политики, которая мало соответствовала несправедливому прозвищу "Тюрьма народов". Ко всему прочему антисемитизм находил негласную поддержку в среде государственных служащих подчас весьма высокого ранга. Я обязательно посвящу отдельную статью знаменитому делу Бейлиса, в ходе которого русская интеллигенция дала решительный бой предрассудкам и одержала пусть и нелёгкую, но всё же победу. А пока остановлюсь на двух фактах из нашей истории, о которых почему-то до сих пор было принято умалчивать.

Во-первых, если вы думаете, что евреи как безмолвные овцы терпеливо сносили все издевательства погромщиков, вы глубоко ошибаетесь. Нет, в ответ на погромы еврейская молодёжь начала формировать отряды самообороны, дававшие отпор оскотинившимся маргиналам. А во-вторых, и здесь меня переполняет гордость за наш народ, вскоре к ним стали присоединяться и те русские, которым не доставляло никакого удовольствия наблюдать за садизмом и беззаконием по отношению к своим соседям-согражданам.

Николай Иванович Блинов (источник - https://www.mn.ru/friday/78375)
Николай Иванович Блинов (источник - https://www.mn.ru/friday/78375)

Довольно показательным в этом плане можно считать погром в Мелитополе 18-19 апреля 1905 года, где маргиналы неожиданно для себя нарвались на организованные совместные бригады еврейской и русской молодежи. Как вы думаете, что сделали погромщики, встретив такое решительное сопротивление? Правильно, начали грабить магазины и лавки торговцев-христиан. Как говорится, ничего личного - чисто бизнес. И что самое интересное, едва лишь среди жертв погрома обнаружились не только евреи, в городе тут же откуда не возьмись появились войска, которые и восстановили порядок.

Тремя днями позднее в Симферополе армия уже действовала совместно с отрядами самообороны. И, наконец, если верить "Электронной еврейской энциклопедии" в ходе трёхдневного погрома в Житомире в том же самом апреля 1905 года не погиб ни один еврей, кроме ребят из самообороны и русского студента. Звали этого студента Николай Иванович Блинов.

Родился Николай тут же в Житомире, в дворянской семье, и с молодых ногтей отличался неравнодушием к чужой беде. 17-летним гимназистом ездил волонтёром в Уфу, где начался голод. Как это часто бывало среди студентов, увлёкся идеями эсеров, за что вылетел из Киевского университета, так что доучиваться пришлось в Женеве.

Если верить биографам, там, в Швейцарии, в студенческом театре ему досталась роль русского юноши, пытающегося спасти во время погрома свою возлюбленную-еврейку, в постановке пьесы Евгения Чирикова "Евреи". Кто же тогда знал, что эту роль Николай сыграет не только на театральных подмостках, но и на улицах Житомира. В 1905 году Блинов приехал из Женевы навестить родных...

Он вышел навстречу погромщикам пытаясь оставить и образумить их. Но разве можно образумить тех, кто пришёл упиться слезами слабых? Свидетели утверждали, что Николая не просто били - его убивали с особой жестокостью, колотили булыжниками, кололи штыком в лицо. Убивали как своего, как русского, как христианина зато, что посмел заступиться. "Ты хуже жидов, раз пришёл защищать их!" - кричали ему. В тот день в мире стало одной вдовой и двумя сиротами больше.

Евреи не забыли безумный по своей храбрости поступок Блинова. Профессор Александр Ласкин отыскал в житомирской газете "Волынь" заметку:

Штабс-ротмистр И.И. Блинов явился к елизаветградскому общественному раввину инженеру В. Темкину и в его лице сердечно благодарил всех евреев за их теплое отношение к памяти его покойного брата и за помощь, оказанную ими его семейству.

До революции имя Николая значилось первым в поминальных списках синагог. А в 2012 году в Израиле, в городе Ариэль, в его честь установили камень и мемориальную табличку.

В морге в кармане у сына Мария Семёновна Блинова нашла письмо:

Вместо веры в чудотворные иконы, в благочестивых попов, в их воззвания ко всеобщей любви я стал верить в людей, в то Божественное начало, которое двигает их на все хорошее и приближает к царствию Небесному, то есть к такому общественному порядку, который создаст всеобщее счастье...

Одним из таких людей был сам Николай Блинов.

Читайте в этом цикле: