Израильский экономический атташе Йошуа Нишри даже обрадовался, получив назначение в Токио. Наконец-то у него появилась возможность найти человека, когда-то спасшего ему жизнь. Хотя Йошуа в том далёком 1940 году был подростком, он хорошо запомнил имя своего спасителя - Сугихара Тиунэ. Увы, сотрудники японского МИДа только разводили руками - такой человек в их рядах не числился. Однако Нишри не терял надежду. И как оказалось не напрасно: отправляясь в 1960 году в СССР, Сугихара сменил имя на Сугивара Сэмпо, дабы в нём не опознали бывшего заместителя министра иностранных дел государства Маньчжоу-го.
... Эта история началась в марте 1939 года, когда наш герой был назначен вице-консулом в Литву. Вряд ли Сугихара тогда догадывался, какое сложное решение ему предстоит принять спустя всего полгода. 1 сентября 1939 года армия Третьего Рейха вторглась в Польшу. Польским войскам оказалось не под силу остановить безжалостную махину вермахта. Отчаянно огрызаясь, они отступали на восток, прикрывая собой толпы беженцев. Польские евреи отлично знали, какую судьбу уготовил им Генрих Гиммлер. Не видя спасения на родине, они массово переходили границу стремясь укрыться в нейтральной Литве, где голландский бизнесмен Ян Звартендейк работал представителем компании "Philips", а заодно и консулом.
Для въезда в принадлежавшую тогда голландцам Индонезию виза не требовалась. Да и о какой визе вообще можно вести речь, когда сами Нидерланды были оккупированы, а их правительство заседало в Лондоне. Поэтому Звартендейк направо и налево щедро раздавал бумажки, сообщающие об этом интересном факте. Вот только далеко не все государства посчитали бумажки представителя "Philips" полноценными международными документами. Несчастные евреи уже не знали, кого молить о помощи, ломясь во все посольства подряд. Японский МИД предпочёл не портить отношения с Гитлером. И тогда Сугихара Тиунэ начал раздавать визы на свой страх и риск.
До сих пор не удалось точно установить, сколько человек он спас. Известно только, что количество спасённых японским вице-консулом исчисляется тысячами. Бланки довольно быстро закончились, и Тиунэ начал выписывать визы от руки, иногда прямо на бумажках Звартендейка. Очередь за визами была такая, что к работе мужа присоединилась верная Юкико. Позднее исследователи подсчитали, что через территорию СССР удалось переправить более 50 тысяч евреев. Сколько из них обязаны жизнью лично Сугихаре, а сколько Звартендейку и другим дипломатам - сказать сложно. По некоторым оценкам в наши дни более 100 тысяч человек являются потомками тех, кто воспользовался японскими визами.
На самом деле с точки зрения международного права всем этим документам была грош цена. Но Звартендейк и Сугихара запустили настоящую цепочку милосердия. На пути беженцев другие дипломаты закрывали глаза на многочисленные нарушения и превращали их бесполезные писулки в полноценные официальные акты международного права.
21 июля 1940 года Литва стала Литовской ССР, и советское правительство уведомило японских дипломатов в Каунасе, что больше не нуждается в их услугах. Освободив здание посольства, супруги Сугихара поселились в гостинице и ещё три дня выдавали визы, не имея на это абсолютно никаких полномочий. Последнюю визу вице-консул выписал в купе поезда, следующего на Берлин, после чего протянул в окно толпящимся на перроне евреям консульский штамп. Позднее японским пограничникам, глядя на поддельные подписи Сугихары, приходилось делать вид, что они ни о чём не догадываются.
... После окончания войны Тиунэ уволили из японского МИДа. Как впоследствии рассказывала Юкико, причиной увольнения стало именно его самоуправство в Литве. Выручило хорошее знание русского языка. Сугихара до войны работал в японском посольстве в Харбине, где даже женился на русской девушке. Там же он, кстати, принял православие. Религиозные убеждения мужа разделила и его вторая жена Юкико, в крещении Мария. Тиунэ прожил 15 лет в СССР, работая торговым представителем. Когда в 1985 году в Израиле ему присвоили звание Праведника народов мира, Сугихара не смог прибыть за наградой по состоянию здоровья. На следующий год он скончался.
Тиунэ не любил давать интервью. Позднее Юкико рассказывала журналистам: "Он сказал мне, если он повернется спиной к тем, кто нуждался в его помощи, он предаст свои убеждения, как христианин". Японская православная церковь почитает Сугихару Тиунэ как местночтимого святого.
Читайте в этом цикле: