«Я рисую себя, потому что часто бываю в одиночестве и потому что я то, что знаю лучше всего», — Фрида Кало. Как художница справлялась с потерями, страхами, личными трагедиями — рассказываем.
Боль, преодоление, надежда
Фрида Кало родилась в 1907 году в пригороде Мехико, росла в окружении ярких красок, народного искусства и фольклора, что стало основой для ее стиля в искусстве.
Жизнь Фриды Кало была полна боли, преодолений и надежды. В детском возрасте художница болела полиомиелитом, что привело к изменениям в ноге и хромоте. В 1925 году она попала в серьезную аварию, когда автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Фрида получила множество травм: сломала позвоночник, ребра, таз и ногу. Она провела несколько месяцев в больнице, где ей пришлось перенести немало операций. Этот период стал для нее не только физическим испытанием, но и источником сильных эмоциональных переживаний. В больнице Фрида начала рисовать. Это стало началом ее художественной карьеры.
В это время ее работы — по большей части натюрморты и автопортреты. Спустя годы Кало напишет в дневнике, что создает так много автопортретов, потому что собственное лицо — это то, что она знает лучше всего. Но в месяцы восстановления Фриды после аварии художница боялась, что умрет, а память о ней быстро исчезнет, поэтому старалась оставить как можно больше напоминаний о себе.
Еще одна катастрофа
Следствием пережитой аварии становится невозможность Фриды Кало выносить ребенка. В 1932 году она узнает, что беременна второй раз. В попытке сохранить беременность Фрида ложится в больницу Детройта, где находится с мужем, но ослабленное тело оказывается не способным. Она теряет плод.
В этом году Фрида Кало создает работу «Больница Генри Форда», в которой художница изображает боль от потери желанного ребенка. Полотно стало одним из первых произведений искусства, посвященным этой теме. Как и многие другие, «Больница Генри Форда» — яркая, пугающая, очень личная работа Фриды, которая вызывает отклик у зрителя своей простотой и шокирует интимными подробностями.
На переднем плане на кровати лежит плачущая Фрида Кало, истекая кровью, с круглым от беременности животом. В ее руках зажаты три красных шнура, похожие на пуповины, а к ним привязано шесть объектов. Наверху в центре потерянный плод, слева от него анатомический макет женской репродуктивной системы, справа — улитка, время, которое еле ползет. Внизу слева металлическое устройство, несчастье и боль, которые для Фриды несли медицинские манипуляции. В центре большая лиловая орхидея, справа — сломанный таз, не позволявший иметь детей. Сама земля для Фриды символизировала Мексику, которой был противопоставлен индустриальный пейзаж на заднем плане, бездушная Америка, где на тот момент жила художница.
«У меня не осталось ни малейшей надежды…»
В 1945 году здоровье художницы сильно пошатнулось, и тогда лечащий врач прописал ей диету для набора веса, которую Фрида не хотела соблюдать, считая ее формой насильственного принуждения. В том же году она создала работу «Без надежды», на которой изобразила себя без движения, пока ей в рот через воронку отправляются отвратительные куски сырого мяса. Возвышающийся над ней высокий мольберт — подобие того, что отец специально сделал Фриде после аварии. На обороте холста написано: «У меня не осталось ни малейшей надежды... все движется в гармонии с тем, что находится в животе».
Живопись для Фриды Кало стала личным визуальным дневником, через который она говорила со зрителем, а изображение — инструментом борьбы со страхами и болью, которые сопутствовали художнице на протяжении большей части ее жизни.
Состояние здоровья Фриды ухудшалось, и спустя десять лет после создания картины «Без надежды» она умерла от воспаления легких. Незадолго до смерти в своем дневнике художница написала:
Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь.
Как справляются со страхами современные художники, можно увидеть на выставке «Чего ты боишься?» в ЦСИ Винзавод до 4 августа.
Билеты по ссылке.