Это продолжение цикла о региональных авиаперелетах в России. Начало – здесь.
Продолжаем изучать географию авиаперелетов по России. Сегодня у нас центр, запад и немного севера европейской части страны.
Довольно серьезна география рейсов из Калининграда (разумеется, в реальной жизни ни один из маршрутов не выглядит так, как показано на карте: это относится ко всем картам, но тут особенно):
В Минводы «Азимут» возит с промежуточной посадкой во Пскове.
У областных центров «на материке» все гораздо скромнее. Вот северные соседи Москвы: Иваново, Ярославль и Кострома:
Из всех трех городов можно сгонять в Питер, причем из Иваново – ежедневно, а из Костромы – на Ан-26 Костромского авиапредприятия. Из Ярославля «Азимут» возит в Минводы через Самару.
Тамбов и Пенза соединены с Москвой и Питером, но если география полетов из Тамбова на этом заканчивается, то из Пензы мы также улетим в Сочи, Минводы и Екатеринбург:
При этом из Пензы летает «Аэрофлот», а из Тамбова – «РусЛайн» на канадской экзотике.
География полетов из Калуги довольно впечатляющая для 350-тысячного города: от Мурманска до Сочи и от Калининграда до Екатеринбурга:
Аэропорт Грабцево не функционировал в 2001–2015 гг., но после реконструкции заработал и не останавливается (однажды даже удалось слетать оттуда в Питер на сибирском Эмбраэре):
Вот так выглядела схема местных воздушных линий по Тверской области в 1974 году (сейчас аэропорт Змеево используется как вертолетная площадка, регулярных рейсов нет).
Череповец – не только крупнейший город Вологодской области, но и ее главные воздушные ворота:
Летает отсюда исключительно «Северсталь» (в том числе и по области, в Великий Устюг). А в столице области базируется эпичнейшее Вологодское авиапредприятие, летающее на Як-40 в Питер, Москву и Великий Устюг, а также – внимание! – из Великого Устюга в Котлас. Полет занимает 15 минут:
Вологжане – вообще цари северного неба. С прошлого года Вологодское авиапредприятие выполняет все авиаперевозки по Республике Коми (пишут, что «Комиавиатранс» потерял возможность эксплуатировать свои L-410 из-за того, что чехи не поставляют запчасти, но архангелогородцы продолжают на них летать, странно). В свою очередь вологодские вертолеты летают на Кольском полуострове, но об этом ниже.
Если в Вологде и Костроме местные авиаотряды существуют в наши дни в качестве региональных авиакомпаний, то «Псковавиа» загнулась в середине десятых. Сегодня из Пскова летает ростовский «Азимут», причем в Москву – каждый день:
А вот, кстати, схема местных воздушных сообщений из Пскова в советские времена – памятник эпохе, ушедшей навсегда:
Той самой, которая запечталена в финале «Афони»:
В Мурманск лететь хотели, потом в Петрозаводск, теперь, значит, в Череповец? Значит, все равно куда лететь, гражданин? Правда, там дело происходит явно в Ярославской области.
Через Великие Луки проходила первая международная воздушная линия РСФСР Москва – Кенигсберг, благодаря чему в 1920-е годы здесь был построен аэропорт:
В 1930-е годы через город проходили воздушные мосты Москва – Стокгольм и Москва – Хельсинки:
После войны отсюда летали по области и по стране , в том числе, в московский аэропорт Быково, который ушел в историю вместе с советскими межрегиональными перевозками:
Вот ролик о жизни великолукского аэропорта в 1988 году:
География полетов из Петрозаводска достаточно стандартная: Москва (ежедневно), Сочи, Минводы, Калининград, Казань, Екатеринбург (но также Череповец).
При этом периодически организуется вертолетный рейс до Сенной Губы:
В этом году, правда, вертолет летал всего два дня.
А в прошлом году автор этого канала сбыл давнишнюю мечту, слетав из Петербурга в Вологду на Як-40.
Вот Як-40 приветливо встречает пассажиров в Пулково выдвинутым трапом, многие смущенно хихикают:
Внутри тепло и лампово, но при этом довольно обшарпанно: хихикавшие начинают тихо паниковать, но ласковейшие бортпроводницы всех успокаивают.
Выбрать место при покупке билета нельзя, но можно попросить пересадить тебя к окошку. Сидя у оного окошка, пробил данные по самолету : эта информация придала хороший заряд бодрости:
Ладно, полетели! Под музыку трех АИ-25 в иллюминаторе проплывает центр Петербурга:
Красота же? Дальше сплошные облака, а минут через 40 выныриваем из облаков над Кубенским озером :
Жаль, поздно спохватился, и Спасо-Каменный монастырь в кадр не попал.
Говорят, в Вологодском авиапредприятии работают бывшие военные. Заход на посадку действительно был... суровым. Я даже малодушно задумался о том, рассчитан ли 45-летний самолет на такие виражи, но вскоре успокоился:
Сама посадка была четкой и мягкой:
Окинув взором наш Як уже на вологодской земле, пошел осматривать аэропорт:
Он без преувеличения прекрасен. Чего стоит одна мозаика:
А, попав внутрь , вы переноситесь на 30-40 лет назад:
Деревянные панели, шрифты, весы для багажа и туалет, который я тоже заснял, но показывать не буду, позволяют почувствовать себя в позднем СССР:
Современный дизайн расписания немного сбивает с настроя, но немного архаизировать его было бы не так сложно. И зарабатывать на этом.
В общем, это был кайф, всем советую! Мне особо не нужны доказательства того, что Вологда – одно из лучших мест на свете, но она не устает подкидывать все новые.
Продолжение следует