Найти тему
Вечерний картограф

Региональные авиаперелеты в России. Центр европейской части

Это продолжение цикла о региональных авиаперелетах в России. Начало – здесь.

Продолжаем изучать географию авиаперелетов по России. Сегодня у нас центр, запад и немного севера европейской части страны.

Довольно серьезна география рейсов из Калининграда (разумеется, в реальной жизни ни один из маршрутов не выглядит так, как показано на карте: это относится ко всем картам, но тут особенно):

В Минводы «Азимут» возит с промежуточной посадкой во Пскове.

У областных центров «на материке» все гораздо скромнее. Вот северные соседи Москвы: Иваново, Ярославль и Кострома:

-2

Из всех трех городов можно сгонять в Питер, причем из Иваново – ежедневно, а из Костромы – на Ан-26 Костромского авиапредприятия. Из Ярославля «Азимут» возит в Минводы через Самару.

Тамбов и Пенза соединены с Москвой и Питером, но если география полетов из Тамбова на этом заканчивается, то из Пензы мы также улетим в Сочи, Минводы и Екатеринбург:

-3

При этом из Пензы летает «Аэрофлот», а из Тамбова – «РусЛайн» на канадской экзотике.

География полетов из Калуги довольно впечатляющая для 350-тысячного города: от Мурманска до Сочи и от Калининграда до Екатеринбурга:

-4

Аэропорт Грабцево не функционировал в 2001–2015 гг., но после реконструкции заработал и не останавливается (однажды даже удалось слетать оттуда в Питер на сибирском Эмбраэре):

-5

Вот так выглядела схема местных воздушных линий по Тверской области в 1974 году (сейчас аэропорт Змеево используется как вертолетная площадка, регулярных рейсов нет).

-6

Череповец – не только крупнейший город Вологодской области, но и ее главные воздушные ворота:

-7

Летает отсюда исключительно «Северсталь» (в том числе и по области, в Великий Устюг). А в столице области базируется эпичнейшее Вологодское авиапредприятие, летающее на Як-40 в Питер, Москву и Великий Устюг, а также – внимание! – из Великого Устюга в Котлас. Полет занимает 15 минут:

-8

Вологжане – вообще цари северного неба. С прошлого года Вологодское авиапредприятие выполняет все авиаперевозки по Республике Коми (пишут, что «Комиавиатранс» потерял возможность эксплуатировать свои L-410 из-за того, что чехи не поставляют запчасти, но архангелогородцы продолжают на них летать, странно). В свою очередь вологодские вертолеты летают на Кольском полуострове, но об этом ниже.

Если в Вологде и Костроме местные авиаотряды существуют в наши дни в качестве региональных авиакомпаний, то «Псковавиа» загнулась в середине десятых. Сегодня из Пскова летает ростовский «Азимут», причем в Москву – каждый день:

-9

А вот, кстати, схема местных воздушных сообщений из Пскова в советские времена – памятник эпохе, ушедшей навсегда:

-10

Той самой, которая запечталена в финале «Афони»:

В Мурманск лететь хотели, потом в Петрозаводск, теперь, значит, в Череповец? Значит, все равно куда лететь, гражданин? Правда, там дело происходит явно в Ярославской области.

Через Великие Луки проходила первая международная воздушная линия РСФСР Москва – Кенигсберг, благодаря чему в 1920-е годы здесь был построен аэропорт:

-11

В 1930-е годы через город проходили воздушные мосты Москва – Стокгольм и Москва – Хельсинки:

-12

После войны отсюда летали по области и по стране , в том числе, в московский аэропорт Быково, который ушел в историю вместе с советскими межрегиональными перевозками:

-13

Вот ролик о жизни великолукского аэропорта в 1988 году:

География полетов из Петрозаводска достаточно стандартная: Москва (ежедневно), Сочи, Минводы, Калининград, Казань, Екатеринбург (но также Череповец).

-14

При этом периодически организуется вертолетный рейс до Сенной Губы:

-15

В этом году, правда, вертолет летал всего два дня.

А в прошлом году автор этого канала сбыл давнишнюю мечту, слетав из Петербурга в Вологду на Як-40.

Вот Як-40 приветливо встречает пассажиров в Пулково выдвинутым трапом, многие смущенно хихикают:

-16

Внутри тепло и лампово, но при этом довольно обшарпанно: хихикавшие начинают тихо паниковать, но ласковейшие бортпроводницы всех успокаивают.

-17

Выбрать место при покупке билета нельзя, но можно попросить пересадить тебя к окошку. Сидя у оного окошка, пробил данные по самолету : эта информация придала хороший заряд бодрости:

-18

Ладно, полетели! Под музыку трех АИ-25 в иллюминаторе проплывает центр Петербурга:

Красота же? Дальше сплошные облака, а минут через 40 выныриваем из облаков над Кубенским озером :

Жаль, поздно спохватился, и Спасо-Каменный монастырь в кадр не попал.

Говорят, в Вологодском авиапредприятии работают бывшие военные. Заход на посадку действительно был... суровым. Я даже малодушно задумался о том, рассчитан ли 45-летний самолет на такие виражи, но вскоре успокоился:

Сама посадка была четкой и мягкой:

Окинув взором наш Як уже на вологодской земле, пошел осматривать аэропорт:

-19

Он без преувеличения прекрасен. Чего стоит одна мозаика:

-20

А, попав внутрь , вы переноситесь на 30-40 лет назад:

-21

Деревянные панели, шрифты, весы для багажа и туалет, который я тоже заснял, но показывать не буду, позволяют почувствовать себя в позднем СССР:

-22
-23
-24
-25

Современный дизайн расписания немного сбивает с настроя, но немного архаизировать его было бы не так сложно. И зарабатывать на этом.

В общем, это был кайф, всем советую! Мне особо не нужны доказательства того, что Вологда – одно из лучших мест на свете, но она не устает подкидывать все новые.

Продолжение следует