Как Черенков завоевал сердца советских болельщиков и сыграл больше всех матчей за московский «Спартак»
Вместе с Дзеном и творческим футбольным объединением «Ничего обычного» говорим о дворовом футболе — том самом, где на обычной коробке встречаются люди из разных профессий и стилей жизни. В рамках проекта рассказываем об игроках, построении правил во дворе, воспоминаниях, а главное — о том, где живут мечты.
Федор Черенков стал настоящей звездой московского «Спартака» в конце 70-х и на всем протяжении 80-х годов. При нем красно-белые 3 раза становились чемпионами страны. Большинство чемпионатов в те годы выиграло киевское «Динамо», но это не помешало «Спартаку» Черенкова стать одной из самых любимых команд того времени. А самому Федору — дважды стать лучшим футболистом СССР в 1983 и 1989 годах.
Как Федор Черенков добился такого успеха?
Будущий футболист с утра до ночи играл в футбол во дворе. Продолжал возиться с мячом, даже когда оставался на площадке совершенно один. То старался продержать мяч стопой на весу, как можно дольше. То чеканил, стараясь набить мяч 500 раз подряд. Тренировался со стенкой — контролировал отскок и прием мяча.
Когда Черенкову было 12 лет, советский режиссёр Исаак Магитон снимал фильм «Ни слова о футболе». Федю, как и многих других маленьких футболистов, пригласили сняться в кино. Ребята справились на ура. Магитон в своей книге позже отмечал, что Федя не испортил ни одного дубля и 5 раз подряд забивал «ножницами» через себя. Черенков же признавался, что это было преувеличение режиссера. На самом деле, попыток было 12, а удар получился только в половине случаев.
Отец Феди умер, когда ему было 16 лет. Спустя два года Черенков играл в основном составе «Спартака» и думал о том, как папа был бы рад, если бы видел, что сын играет в основе его любимой команды.
«Худенький такой… Как тогда казалось – маленький и хиленький мальчик. Но сразу чувствовалось, что боец», — вспоминал советский футболист, тогда ветеран «Спартака», Георгий Ярцев свои первые впечатления о Черенкове. Спустя время к своим сильным качествам — технике и видению поля — Федор добавил и физическую силу. Наконец мог играть наравне с ветеранами команды.
Уже в 20 лет Черенков дебютировал в сборной СССР. Это был 1979 год, вовсю шла подготовка к домашней Олимпиаде. Федор быстро освоился и выдавал ярчайшие игры за национальную команду. Болельщики до сих пор вспоминают его проходы в товарищеских матчах против сборных Франции и Бразилии. Гол Федора в ворота бразильцев на переполненной Маракане принес сборной СССР первую и единственную победу над южноамериканской командой в истории национальных команд СССР и России.
На самой Олимпиаде Черенков забил 4 мяча и отдал 5 голевых передач. Это помогло команде завоевать бронзовые медали. Вся страна говорила о таланте молодого футболиста.
Одновременно со стремительно развивающейся карьерой Федор получал высшее образование. Он не филонил, не брал академических отпусков и закончил Горный институт за 5 лет — проучился там с 76-го по 81-й. Большинство преподавателей не знало, что Черенков футболист, и не давали ему поблажек. Сам он тоже не говорил. Федор писал диплом дома, в общежитии и на базе «Спартака».
Есть байка, как однажды профессор, принимавший экзамены у Черенкова, пришел на футбол. Он посмотрел на поле и воскликнул: «Да это же студент Черенков». Сидевший рядом болельщик осадил ученого: «Сам ты, дяденька, студент, а Черенков — профессор».
Так за Федором закрепилась слава игрока из народа. Он никогда не отказывал в автографе, ездил в общественном транспорте и всегда был готов прийти на помощь. Про свои достижения отзывался скромно, хвалил партнёров по команде.
В сезоне 1983/1984 «Спартак» занял второе место в чемпионате СССР, но еще имел шансы в Европе. Команда играла на выезде в Бирмингеме против местной «Астон Виллы». Черенков сыграл блестящий матч — забил два мяча и принес команде волевую победу. После матча английская команда звала Федора к себе, но тогда за границу уехать было невозможно.
В 1983 году Черенков провел 62 матча во всех турнирах за «Спартак» и сборную. Такие эмоционально-физические перегрузки не могли не сказаться на организме футболиста. Федор вспоминал: «Было ощущение, что на ногах висели гири, каждый шаг во время кросса давался с мучением. Я не бежал, а заставлял себя ноги передвигать. А кроссы надо было бегать каждый день, в том числе и во время отпуска. Под воздействием лекарств организм был истощен. Как опять набрал форму – сам удивлялся».
До конца карьеры Черенков мучился от психических расстройств. Из-за обострений он чередовал удачные и провальные сезоны, но продолжал оставаться главным игроком команды. В 1989 году 30-летний Черенков после многочисленных курсов лечений во второй раз был признан лучшим игроком страны. В 1990 году Федор, когда уже было можно, уехал в парижский «Ред Стар». Но вернулся всего через полгода, потому что заскучал по родному «Спартаку».
В 1994 году в Москве сыграли прощальный матч Черенкова. «Спартак» играл с итальянской «Пармой». Перед матчем Федору зачитали письмо от президента Ельцина. Певица Тамара Гвердцители исполнила песню «Виват, король». 35 тысяч болельщиков рыдали и скандировали «Федя, не уходи».
Федор Черенков скончался на 56-м году жизни в 2014 году. На его похороны собрались 14 тысяч человек. Лучший друг Черенкова футболист Сергей Родионов вспоминал: «В академии, которая носит его имя, мне кажется, даже физически ощущается то тепло, которое он нес. Он с удивительной добротой относился к мальчишкам. Иногда отмечал у них такие качества, которые, может, видел только он один. У всех нас траур – и у ребят, и у тренеров. У всех спартаковцев. Да что там — у болельщиков всей страны. Мы потеряли легенду, больше таких нет...».