Найти тему
Ксения Барке

Про художников и психоаналитиков. Марион Милнер

Я очень удивлена, что так мало текстов Марион Милнер переведено на русский. Милнер я отношу к тем женщинам-психоаналитикам, которые смогли реализовать свою творческую и очень женскую часть. Они не побоялись своей природы.

Милнер опубликовала несколько книг на основе своих личных дневников. Она анализировала свои собственные тексты. Она писала научные статьи. Она писала картины. Она была британским аналитиком IPA. Почему среди аналитиков становится все меньше тех, кто мог бы не побояться своей этой творческой, порой хаосной и пугающей части, попробовать ее интегрировать и показать миру в акте творчества. Почему так? Мы боимся показать какую-то другую часть себя, когда мы становимся аналитиками? Чтобы крепче ухватиться за чувство не/уязвимости и профессиональную идентичность, которые порой будто ускользают из-под контроля? Это страх потерять собственную идентичность? Или это наши ранние неудачи в установлении чувства непрерывности бытия напоминают о себе?

Как будто сейчас мы (аналитики) стоим перед единственным выбором: быть полностью скрытым, или совершенно психотичным и сумасшедшим в собственных проявлениях.

Милнер пишет в одной из своих книг: «Я вспомнила всех людей из моего детства, в основном женщин, поскольку меня воспитывали женщины, которые силой громкого голоса, гнева или сарказма могли заставить меня „потерять голову“, вытравить из меня всякое чувство собственной идентичности, не только помешать мне в том, чего я хотела, но и довести до такого состояния, что я уже не знала, чего я вообще хочу, я знала только их, была полностью ими одержима». Потерять голову здесь - это не только потерять самообладание и самоконтроль в обычном значении этого слова; в данном сценарии это ужасающая потеря себя и своего бытия под властью другого. Милнер описывает, как в зрелом возрасте это ощущение стертой с лица земли идентичности начинает преследовать ее, поскольку «вы можете стать одержимым воспоминаниями и предчувствиями, „темным прошлым и бездной времени“, может стать нависшим присутствием, омрачающим и угрожающим вашему собственному существованию. Оно может заставить вас почувствовать, что вы - ничто, что вам нечего сказать, нечего почувствовать, нечем быть». Ощущение потери идентичности - это эмоциональное опустошение, которое Милнер с болью описывает как ощущение того, что ей овладело «чувство пустоты, которое... застало меня врасплох и повергло в отчаяние».

В одной из глав Милнер прямо пишет о своей «борьбе за чувство идентичности», которая также «предвещала долгую борьбу за развитие внутренней жизни, которая была бы не просто бегством от реальности, но единственным средством, с помощью которого я могла бы с ней столкнуться».

Почему-то для меня это все не только про творчество и творческий путь аналитика, но и про его человечность.