Реанимация строительства метрополитенов в крупных областных и краевых центрах РФ произошла в прошлом 2023 году. Сегодня, когда «экватор» года пройден, наш канал рассказывает, что происходит на данных метростройках и жители каких мегаполисов вскоре смогут спуститься на новые станции.
В предыдущем материале, ссылка здесь, наш канал рассказал о том, что все города-миллионники страны разделены на две группы. Первая, в которых успели построить метрополитен, где он сегодня эксплуатируется и перевозит пассажиров. И вторая группа крупных городов, которые можно условно назвать обойденными. Наш канал показал, что для них есть эффективное и опробованное в мировой практике решение – легкорельсовый транспорт, или более привычное название, трамвай, который как показывает наше исследование нисколько не уступает традиционному метро ни в скорости, ни в провозной способности.
Но в данном материале речь будет идти только о текущем метростроительстве в городах-миллионниках России. Здесь окончание строительства и открытия новых станций ждут десятки тысяч горожан, поскольку, как известно, сооружение метро несет неудобство в виде перекрытых улиц. Но затем все перенесенные неудобства окупаются появлением скоростного транспорта, каким является метрополитен. Впрочем, СМИ редко радуют горожан сообщениями с трудового подземного фронта. Постараемся восполнить этот информационный вакуум.
Наверняка, ближе всех к предстоящему пуску станции и открытию движения метро в Самаре. Здесь строительство долго сдерживалось из-за банального расселения жителей центра. Их дома, как правило, это очень старые, а некоторые аварийные, расположены в центральной части города попадали в зону строительства новой станции «Театральная». Она будет конечной на первой линии.
Непосредственно станционный комплекс «Театральной» готов уже на 70%. Как рассказывает руководитель генподрядной организации «Волгатрансстрой-Метро» Алексей Фадеев:
«Все монолитные конструкции станции будут готовы в начале сентября, приступили к монтажу инженерных систем, на отдельных участках ведем обратную засыпку».
В свою очередь проходку тоннелей здесь осуществляют силами московской организации АО «Мосметрострой» ТО №6. Тоннелепроходческий щит (ТМПК) зарубежного производства Herrenknecht S-755 стартовал в мае текущего года. Сегодня он вышел на полную мощность проходки и способен проходить 250 метров в месяц. ТПМК углубился на 20-метровую глубину. Общая длина тоннеля между «Театральной» и камерой съездов за станцией «Алабинская» составляет 1640 метров. Сначала щит пройдет левый перегонный тоннель, затем начнется проходка правого. Все тоннелепроходческие работы должны быть завершены в октябре 2025 года.
Напомним, станция «Театральная» расположена рядом с самой большой площадью Европы – им.Куйбышева, за зданием театра оперы и балета. Уже сегодня зримо видны контуры будущей станции колонного типа.
После того, как будет построена «Театральная» дальнейшие перспективные планы развития самарского метрополитена не совсем очевидны. Дело в том, что начинать «с нуля» работы над второй линией самарской подземки, вряд ли под силу местным властям. Опыт Екатеринбурга показателен. Там уже более 10 лет дальше разговоров о второй линии дело не движется. Потому в Самаре ближайшая перспектива лет этак на 10-15 такие же разговоры.
Вдобавок, в разработанных документах транспортного планирования Самары, оказалось, что в коридоре второй линии слишком мал пассажиропоток, чтобы вывозить его метрополитеном. Впрочем, все равно достройка первой линии метрополитена с «Театральной» - важный шаг в создании транспортного рельсового каркаса этого города-миллионника на Волге. Здесь мощная и разветвленная сеть трамвая, протяженностью 166 км.
Если строительство метрополитена в Самаре ведется на средства федерального инфраструктурного бюджетного кредита (10,4 млрд руб.), то в соседней Казани вторая линия подземки сооружается на средства республиканского бюджета. Первый пусковой участок из четырех станций будет построен не ранее 2027 года.
Недавно была опубликована программа развития транспортной системы Татарстана. В ней в строке развития метрополитена в Казани на период с 2024 по 2027 гг запланировано 4 млрд руб. из бюджета республики. Иными словами по 1 млрд руб. в год. Но это не окончательные суммы, поскольку если будет такое «пипеточное» финансирование, то казанцам предстоит ждать открытия первой очереди второй линии не одно десятилетие.
Недавно, наконец-то, были опубликованы рендеры, как будет выглядеть четвертая станция второй линии «100 лет ТАССР». Видно, что архитекторы и дизайнеры постарались, поскольку эта станция пересадочная, то есть здесь будет осуществляться пересадка на станцию «Дубравная» первой линии казанского метро. Ранее, в нашем материале мы показывали как будут выглядеть три новые станции второй линии казанского метро.
Сегодня на стройплощадках всех 4 станций раскрыты котлованы, ведется бетонирование монолитных конструкций. Вскоре закончится проходка двух заключительных перегонных тоннелей от станции «Академическая» до станции «100-летие ТАССР».
После пуска первого участка второй линии метростроители начнут сооружение еще двух станций в этой части Казани – «Деревня Универсиады» и «Республиканская клиническая больница».
Еще один приволжский миллионник, где ведется строительство подземки по «инфраструктурному меню», иными словами на средства инфраструктурного бюджетного кредита - это Нижний Новгород.
Здесь предстоит возвести две новые станции на Автозаводской линии – «Сенная» и «Площадь Свободы». В январе текущего года стартовал тоннелепроходческий щит, который прокладывает тоннель между этими станциями. Впервые в отечественной метростроительной практике щит назвали мужским именем «Владимир», как известно, до этого момента все ТМПК имели женские имена. Ведется сборка еще двух тоннелепроходческих щитов, которым предстоит проложить тоннели до существующей станции «Горьковская».
К сожалению, допущено отставание от графика, по причине прохождения новых экспертиз. Но оно не критическое. Стоимость сооружения составляет 35,5 млрд рублей. После завершения участка на Автозаводской линии, метростроевцы перейдут на противоположный берег Оки, где им предстоит возвести станцию «Сормовская».
Планируется, что после ввода в строй трех новых станций метрополитен Нижнего Новгорода выйдет на уровень перевозок до 85 млн пассажиров в год. Наш канал считает этот прогноз слишком оптимистическим. Дело в том, что сегодня такой объем перевозок осваивает только один метрополитен вне столиц в Новосибирске. В свою очередь, метрополитен Нижнего Новгорода отчитался о перевозках в 32,05 млн пассажиров в прошлом году. Это более чем в 2,5 раза меньше, чем в Новосибирске.
Нарастить пассажиропоток в Нижнем Новгороде в более чем два с половиной раза с пуском трех станций, все же, на наш взгляд, очень непростая задача. Скорее, невыполнимая.
Самый большой объем предстоит выполнить в Красноярске. В этом краевом центре по сути надо проложить полноценную подземную линию из 6 станций. На строительстве метро здесь будут трудится 4 тоннелепроходческих щита. Пока идет их монтаж и сборка. Впереди у генподрядчика «Бамтоннельстрой-Мост» огромный объем работ.