Найти тему
Анна Бердникова

Помогаем выросшей дочери или оказываем медвежью услугу?

Из рабочего процесса:

Фото из свободного источника
Фото из свободного источника

Дочь у нас одна, нелегко нам доставшаяся, поэтому хотелось для нее всего самого лучшего. Мы с мужем свято убеждены, что родителям необходимо верить в своего ребенка, поддерживать его, как бы ни развивались события, только семье твой ребенок по-настоящему и нужен.
Поэтому, когда дочь сказала, что хочет заниматься наукой, мы с мужем обрадовались – есть определенность и профориентация, понятно направление движения. Точные науки дочери давались с трудом, языки легче, хотя, если честно, здесь дочь имела хороший уровень благодаря репетиторам и языковой школе, в которую ходила со второго класса. Собственно, особо выбора не было – будем двигать науку языкознание. Налегли на олимпиады, участвовали в конференциях – надо ехать в Казань на семинар – значит, я беру отгул и летим с дочерью; конференция в Москве – значит, летим туда. Дочери нравилось, хотя постоянно приходилось держать руку на пульсе: помогать, направлять, править тексты. К окончанию было собрано солидное портфолио, включающее победы во всеросе на региональном уровне. Поэтому не без усилия, но дочь поступила на бюджет.
В институте тоже старались поддерживать ее языковые усилия – снова конференции, стажировки и пр. Магистратура, поступила в аспирантуру, преподает в своем вузе. Выглядит все как будто неплохо, но сейчас дочери 32, кандидатскую она еще не защитила – для этого нужен рывок, который мы уже не поддержать. Уровень жизни, заданный нами, самостоятельно дочь поддержать не может. Но сама от него не откажется. Фыркает, когда заговариваем о внуках: дети-пеленка – это не ее. Я-то сейчас понимаю, что мы возможно, сыграли с дочерью дурную шутку, прикрылись ее желанием заниматься наукой, чтобы реализовать свои родительские амбиции – дочь – большой ученый. А дочь на самом деле имеет средние способности и научную карьеру не тянет. Об этом говорит и то, что она так и не вышла на защиту. Аспирантуру закончила пять лет назад.
Сказать: все дочь – дальше сама? Не представляю, как будто предаю ее…

У Вас есть сомнения в том, чем была для дочери Ваша поддержка – двигателем и катализатором ее жизненных планов или ловушкой, созданной Вашими амбициями, Вам хотелось видеть дочь – ученого, верно?

Человек в течение жизни растет и развивается. Интерес дочери к языкам, подкрепленный Вашим содействием, вполне мог стать основой для научной карьеры. И сейчас еще вполне может. Другое дело, что Вы уже не можете создавать для дочери оптимальные условия для развития, теперь она сама выбирает темы и конференции, на которых будет работать и представлять результаты своей исследовательской работы.

Что касается обеспечения уровня жизни, то важно понять, что Вы хотите сделать в этом направлении. Обычно такой вопрос возникает, когда поддерживать этот самый уровень становится трудно даже для себя. Тогда Вы можете поговорить об этом с дочерью, что именно Вам трудно делать сейчас, что имеющемся положении дел Вы планируете менять в ближайшем будущем и каким образом оно будет меняться. Дочь может принять то, что Вы говорите, может возразить и высказать свои предложения, учитывающие как ее, так и Ваши интересы. Возможно, дочь выскажет дельные предложения.

Что касается Вашего вовлечения дочери в науку как медвежьей услуги, подумайте вот о чем: Вы создали для дочери интересную жизнь в старших классах, благодаря которой она побывала во многих интересных местах, познакомилась с людьми науки и передовых технологий. Это дорогого стоит, независимо от того, что человек будет делать в своей жизни дальше. Ему задана планка насыщенного качественного общения. Снизить эту планку дочь сможет в любой момент, если ей этого захочется. Например, любая школа, в том числе и языковая, с руками оторвет специалиста, прошедшего стажировку в соответствующей языковой среде. Поэтому я предлагаю смотреть на ситуацию иначе: Вы создали для дочери многофункциональный фундамент, на котором она может строить почти все, что угодно, включая научную карьеру, или любую другую. Благодаря этому дочь может видеть вершины, о которых многие ее одноклассники-ровесники даже не подозревают.

Анна Бердникова

Записаться на консультацию можно здесь