Найти тему
Наука и фантастика

Звучащий космос и звуки Венеры

"Звучащий" космос как воплощение "гармонии сфер", одновременно математической и музыкальной - очень древняя идея, восходящая к Пифагору и пифагорейцам, и обретшая новую жизнь в наше время, с применением новейших технических средств. Поскольку звук - это волна, то его можно воспроизвести путем перекодирования других типов волн, включая электромагнитные и световые. И, хотя звук в межзвездном пространстве не распространяется, да и планеты, звезды и прочие тела не "звучат" подобно инструментам вселенского оркестра, записи "звучания" планет Солнечной системы периодически появляются в сети. Иногда - с ремарками типа "ужасные звуки Юпитера", "жуткий звук черной дыры", и тому подобное.

Действительно, приятного для нашего слуха в таких перекодированных сигналах немного. Впрочем, музыканты и музыковеды, привыкшие к современной музыке, в том числе электронной, нисколько не бывают шокированы "космическими" звуками и даже находят в них своеобразную красоту. Я об этом писала и примеры такие приводила.

Но иногда речь идет о достаточно реальных, а не воображаемых звуках.

Если у планеты есть атмосфера, то звук на ней может распространяться, причем природный звук, возникающий в результате какого-то движения, трения, соприкосновения разных типов материи (как на Земле - звук ветра в совершенно пустынной местности, где нет ни людей, ни шумных животных, ни даже деревьев).

Недавно на Дзене появилась статья, которая достойна широкого внимания, хотя прочитали ее единицы. Автор - Кирилл Минаков - лишь недавно завел здесь блог, а вообще у него есть собственный сайт.

Как советским учёным удалось записать звук на Венере?
kirillminakov.ru21 июля 2024

Это не пересказ каких-то чужих материалов. Автор сам обработал данные, полученные со старых советских аппаратов Венера-13 и Венера-14.

По сути эти два аппарата полностью идентичны и на них был "микрофон" почему в кавычках ну потому что это его подобие был регистрирующий прибор радио-сейсмометр Гроза-2 который фиксировал звуковые колебания, но записывал их не как звук, а некоторые условные сигналы (типа последовательности кода). И из этой последовательности кода можно синтезировать звук, так как условия, в которых он был записан, известны, что и было сделано.

В конце статьи читателю предлагается поделиться своими впечатлениями от "голоса" Венеры. На приятную музыку это, конечно, совсем не похоже.

Литография по работе А. Матисса "Кошмар белого слона" (1947) из серии "Джаз". С выставки 2023 года в Калуге, в Музее современного искусства. Фото моё.
Литография по работе А. Матисса "Кошмар белого слона" (1947) из серии "Джаз". С выставки 2023 года в Калуге, в Музее современного искусства. Фото моё.

У меня, правда, возник попутный запоздалый вопрос. Если радио-сейсмометр располагался на самом аппарате, то не мог ли он записать и шумы этого аппарата?

Но материал в любом случае уникальный.