Изучая историю Пугачёвщины, мы обратили внимание на значительное количество пушек, которым располагало войско Пугачёва.
Осада Оренбурга — 50 пушек (начало осады), 100 пушек (к концу осады). Обращаем внимание, что правительственные регулярные войска располагали, соответственно 70 и 130 пушками.
Сражение у Татищевой крепости — 9000 человек и 36 орудий у пугачёвцев, против 7000 человек и 25 орудий у правительственных войск. Обращаем внимание, что в этом случае у пугачёвцев орудий больше не только в целом, но и по удельным показателям. На одно орудие приходилось 250 и 280 человек соответственно.
Получается, войска Пугачёва были весьма серьезно укомплектованы артиллерией уже на начальном этапе событий.
А теперь давайте посмотрим, что же представляла собой артиллерия XVIII века.
Артиллерийское орудие XVIII века представляло собой сложную для своего времени техническую систему, обращение с которой требовало специальных инструментов, серьезных знаний и жестко отработанных навыков. Например, если забыть или некачественно пробанить ствол орудия после выстрела, несгоревшие остатки могли преждевременно воспламенить следующий заряд, что было чревато травмами, а то и гибелью расчета. В полевой артиллерии русской армии расчет орудия составлял 14 человек, где не было лишних и запасных. Каждый выполнял определенную функцию. Каждый специально готовился в течение длительного времени. Управление несколькими орудиями также требовало специальных знаний и навыков. То есть Пугачёв уже в начале событий должен был иметь примерно 1400 человек подготовленных артиллеристов (100 орудий умножить на 14 человек на орудие получается 1400 человек). Сюда же специальные требования и выучка коней. Мало того, что они должны таскать орудие, так ещё и не бояться выстрелов, бой — вообще явление шумное.
Неслучайно артиллерия уже тогда, практически во всех армиях, была выделена в отдельный род войск со специальным обучением, специальным снабжением, комплектованием и пр.
А теперь зададимся вопросом: откуда Пугачёв взял столько орудий? И не только орудий, но артиллерийских боеприпасов, которые уже XVIII веке изготавливались исключительно заводским способом, с использованием заводских технологий в соответствии с требованиями стандартов (ядро элементарно должно соответствовать каналу ствола и быть круглым).
Первый вариант ответа — имелись в распоряжении казаков. Сомнительно. Для обороны от степняков, которые артиллерии не имели, или для «взятия на саблю» купеческого каравана (будем честны), артиллерия не требуется. Наоборот, она резко снижает подвижность казачьих отрядов. Вопрос подготовки артиллерийских кадров оставался открытым. Казачьи военные училища появятся только в следующем веке. Ещё более открытый вопрос.
Второй вариант ответа — трофеи из взятых штурмом крепостей. Не сходится. Во-первых, крепости не изобиловали артиллерией. Так, например, Крутоярская крепость располагала всего семью орудиями. Всего же в составе Уйской укрепленной пограничной линии, куда входила Крутоярская крепость, находилось 9 крепостей. При самом оптимистичном раскладе, если орудия не будут разбиты при штурме, не будут выведены из строя обороняющимися, набирается чуть больше полусотни орудий. Но у Пугачёва орудий было больше сотни. Здесь есть ещё важное соображение. Сотней с лишним орудий Пугачёв располагал в начале рейда. То есть до того, как были взяты штурмом крепости и захвачены заводы. Также открыт вопрос подготовленного личного состава.
Попробуем зайти с другого конца. А где вообще в то время можно было в принципе взять артиллерийские орудия? Отбить у регулярных войск, располагая только ручным оружием? Ограбить войсковые склады? — Несерьёзно. Единственный реальный для Пугачёва ответ — уральские заводы. Но тогда возникает другой вопрос: кто мог организовать доставку орудий? Кто располагал средствами, ресурсами, квалификацией и властью, чтобы осуществить такую весьма сложную для XVIII века логистическую операцию — доставка более чем сотни орудий на полтысячи километров через уральские горы и степи? Официальная власть? Заводское начальство?
И вот здесь нужно вспомнить об организации, которая, с одной стороны, располагала реальной и значительной властью на уральских заводах и среди оренбургских и яикских казаков, а с другой — была в жесткой оппозиции к официальной власти. Речь идет о старообрядцах.
Старообрядчество на протяжении всей своей истории противостояло официальной власти. Поэтому поддержка старообрядцами Пугачёва, который выступал против официальной власти и которому можно было, в случае успеха, вменить в качестве компенсации требование об их легализации (а то и даровании привилегий старообрядцам), абсолютно логична.
Старообрядцы же вполне могли направить какое-то количество заводских рабочих, что имели навык обращения с орудиями и которые могли составить костяк артиллерийских подразделений.
Однако, помимо артиллерии, есть ещё проблема, которую, кроме старообрядцев, в то время не мог решить никто.
Как нам описывают начало восстания: откуда-то со степи является мужик в «тулупчике заячьем». Казаки сразу признают его царем, а за ними — ещё масса народа. Ничего не смущает? Ну, тогда представьте ситуацию, что сегодня к вам во двор приходит некий человек «бомжеватого» вида и провозглашает себя «Президентом России». Ваши действия? Думаю, равнодушных не останется: половина начнет звонить в полицию, а вторая половина — в «дурку». Прислушаются единицы, но и их «вылечат».
А Пугачёва признали, и пошли за ним. Ответ один: кто-то провел серьезную крупномасштабную подготовительную организационную и агитационную работу. И этим кем-то на Яике и Урале могли быть только старообрядцы. Больше некому.
Таким образом, появляются серьезные основания полагать старообрядцев как минимум одной из движущих сил пугачёвщины.
Заказать электронную версию книги Матвейчева и Болдырева "ПУГАЧЕВЩИНА. Что это было?" можно по эл. почте boldirew@mail.ru (200 р.)