Найти тему
Ольга Атман

Внетелесный опыт (ВТО) – выход в астрал или работа мозга?

Если вы, прочитав заголовок, уже подумали: «Ну, разумеется, мозга, давно уже понятно! Ну, для тех, кто верит в астрал, может и полезно будет почитать», — эта статья для вас!

Если вы подумали: «Конечно, Астрал! Кто там не был, тот только и может думать, что это мозг!», — то эта статья и для вас тоже!

А для тех, кто пока вообще не очень в курсе самого феномена внетелесного опыта (ВТО)– небольшое вступление, чтобы появился сам интерес к теме, и фоном не возникала мысль, что ВТО — это какие-то рассказы людей с богатой фантазией.

Быстро и по существу поможет ввести вас в курс дела — книга философа сознания Т. Метцингера, занимающего позицию материалистической интерпретации. Несколько ключевых страниц из его книги я не поленюсь здесь разместить, а потом перейду к размышлениям на этот счет. Кликайте, чтобы увеличить.

-2
-3
-4
-5

Чтобы избежать эзотерического оттенка, и нейтрально описывать этот феномен, Михаил Радуга ввел термин «фаза» для обозначения этой "реальности". Будь то внетелесный опыт (ВТО), осознанное сновидение (ОС), сонный паралич (СП) – всё это можно назвать одним термином «фаза». В ней человек может перемещаться в любое место: можно передвигаться по собственной квартире, можно слетать на пирамиды, можно на Марс, куда угодно. Таких отчетов полно.

-6

Метцингер приводит еще ряд вполне характерных случаев, которые я уже не буду сюда добавлять. С множеством историй можно ознакомиться на форумах, группах, и в книгах Р. Монро, С. Лабержа, М. Радуги («Школа внетелесных путешествий: личные опыты» содержит много историй), и в увлекательных отчетах первых внетелесных путешественников:

Фокс. 1920 г. Астральная проекция_ Хроники внетелесных переживаний

Мулдон_Каррингтон_Проекция астрального тела. 1929г.pdf

Метцингер описал ВТО, осуществленные из состояния сонного паралича. По опыту других практиков, ВТО может быть осуществлен и из обычного сна, если он перейдет (сам собой или усилием воли) в ОС.

Подытожим основную мысль: Как можно объяснить стандартный ВТО во время сна? Во время сна мозг притормаживает, и связи между нейронами, объединяющие разной специализации нейронные кластеры и их скопления (зоны) прерывают коннект между собой. Поэтому в обычном сне мы и ощущаем не очень все четко и ярко и осознаемся плохо. Чем больше дисконнекта между нейросетями – тем хуже осознанность и насыщенность восприятия. По мере возврата коннекта между сетями (тело спит и гирлянда нейросетей мерцает автономно, не получая сигналов от внешней реальности) – происходит «фаза». При бодрствовании коннект между сетями происходит за счет принятия сигналов с сенсорных анализаторов (сигналов, идущих из внешнего мира). В «фазе» сети работают автономно (не на базе внешних сенсорных стимулов, а сами по себе). Можно провести аналогию с питанием какого-нибудь электронного устройства. Оно может работать как от сети (ток идет от розетки), так и на базе своей батарейки. Хотя аналогия весьма условна, т.к. речь всего лишь о питании, лишь обеспечивающем функции устройства, а здесь о самих функциях – о восприятии, которое может осуществляться как на подключении к внешней реальности, так и без данного подключения (если замерцали те же сети). И по степени реалистичности восприятия разницы не будет.

Таков взгляд нейропарадигмы.

Разберем, на базе этой нейропарадигмы, конкретный опыт:

«Под утро, выкатившись из тела я обнаружил, что ничего не вижу, кругом темно. Стою не полу и понимаю, что еще и нет слуха. С улицы не доносится ни единого звука. Хотя обычно слышно движение машин по шоссе, даже ночью, слышен также легкий шум холодильника, а сейчас тишина. Хотя бы я стоял и ощущал пол. Решив переместиться силой мысли, представив падение сквозь пространство, я ощутил, как меня стало затягивать куда-то, я летел, появились ощущения в теле и начало появляться зрение, я оказался в каком-то городе, не понятной эпохи. Вначале вроде бы как будто я в будущем, по ощущению событий в нем. В городе были и районы современные, а были и совсем старинные, в которые я и направился. Выглядело все как какой-нибудь городишко XIX века на холме у речки. С такою же жизнью, которой уже не встретить сейчас, с какими-то еще гуляниями, собраниями людей. Увидел церковь, постройки века XVII, но построенной на основании куда более древней. Откуда-то снизу разносились голоса людей. Я свернул на ступени, ведущие в подземные этажи. Огромные белокаменные ступени, на которых все сидели как на собрании. Спускались ступени в сводчатую, с низким купольным потолком, палату с огромной беленой печью справа, возле которой стоял жрец, в одежде языческого жреца, и делал какие-то пассы и удары руками, показывая, как таким образом можно изменять свое состояние сознания. Народ стал расходится, и мы остались со жрецом почти одни. Он обучил меня этим движениям. Я вышел из церкви. И отметил, что как будто переместился снова на несколько веков в будущее, по сравнению с языческой древностью — по улицам уже снова катили пролётки, запряженные лошадьми… я потерял осознанность и незаметно как, всё перешло в обычный сон».

Это очень распространенное описание, что при обнаружении себя в «фазе» нет зрения, нет слуха, но есть ощущения тела, и какие-то тактильные ощущения твердой поверхности под ногами (или немного другая комбинация, когда-то что-то есть, чего-то нет). Очень часто удается это исправить, применяя сенсорные техники, тогда появляется вполне реально переживаемая реальность вокруг.

Начнем наш разбор внетелесных полетов! Как можно это интерпретировать?

Вначале картинки, где все далее упомянутое находится.

-7

Красным кружочком обведен TPJ — Temporoparietal junction (Височно-теменной узел). Frontal – лобная (фронтальная), temporal – височная, parietal – теменная, occipital – затылочная.

-8

Теперь разберем приведенный выше опыт. Сначала это был ВТО, постепенно перешедший в ОС, а затем в обычный сон.

Ощущение «я» связано прежде всего с лобной областью, это наша воля, произвольность, планирование (на стыке с моторной). Во время сна произошло усиление связей между лобной и сенсо-моторной с теменной (выкатился из тела). Лобная доля работает («я» себя осознает где-то – это и обеспечивает «фазу»). Вначале зрительная кора отключена (темнота), слуховая отключена (абсолютная тишина), работает теменная (в которой находится «схема тела», и работает схема ориентировки относительно расположения и движения тела в пространстве) и сенсорная (ощущения под ногами есть). Если невозможно и двигаться, вне зоны доступа и моторная. В такой ситуации практику рекомендуется проводить «углубление фазы» (по методам М. Радуги), то есть подключение зон, при помощи остаточных работающих (ощупывая, двигаясь – что наиболее эффективно), падая или раскручиваясь (если не за что ухватиться), или вглядываясь, вслушиваясь – иногда срабатывает, если есть за какие крупицы видимости, звуков, ухватится, или как-то через визуализацию.

Далее, решением воли лобная запустила вестибулярные связи в теменной (вспомнив ощущение падения, полета, и стало затягивать) и снова загорелась большая часть гирлянды нейросетей – пошел коннект со зрительной, слуховой… появились и зрение и слух и осязание… и какое-то время сети были активны, как при бодрствовании, что и обеспечивало ОС. Затем снова начал постепенно происходить дисконнект, то есть переход в обычный сон.

В этой истории мы видим такой ход событий: ВТО, ОС, сон, пробуждение. Это одна из возможных последовательностей. Может быть ОС, ВТО, пробуждение. Может быть СП (сонный паралич), ВТО, сон, пробуждение. И другие комбинации.

С момента стояния в темноте мог бы сложится любой другой сценарий – пробуждение, сон, и даже еще больший дисконнект — полное отключение всех зон, кроме лобной – это переживается как зависание в пустоте и темноте, без ощущения тела. Только «я» = «точка сознания» и темнота. Из этого состояния рекомендовано выбираться, создав ощущение падения или ускорения (включая вестибулярную область в теменной, а та, так как связана с ассоциативными зонами сборки схемы тела, запустит и другие). Мне встречались случаи, что это состояние точки сознания вместо тела разворачивается в полет этой точки через пространство, состоящее из цветных геометрических фрактальных фигур (или просто бесконечное пространство из матрицы точек, в каждой из которых такая же матрица бесконечных точек) – нейрофизиологи заподозрили бы в этом подключение к нашей первичной зрительной коре. Кстати, весьма напоминает опыт ДМТ, мескалина, а иногда и пятна «фосфены» при мигрени и эпи-приступах бывают цветными, с геометрическими формами, интересно, что фосфены часто видят и космонавты.

-9

Интересен еще такой момент — выход в «фазу», как сообщают множество практиков «фазы» и случайно туда попавших, сопровождается гулом в ушах (иногда нарастающим и потом «чпок» и тишина, или без «чпок» обрывающегося тишиной) и вибрациями в теле. Для приверженца концепции астрального тела, все выглядит тоже логично – шум, вибрации отделения астрального (или тонкого, эфирного) тела от тела физического и собственно выход (некоторые оборачиваются и видят оставленное на кровати физическое тело). Для нейропарадигмы тоже все логично по-своему, «спецэффекты» объясняются так: вот происходит отключение лишних коннектов (человек проваливается в сон, отсоединяется от перцепции внешней реальности), и если в этот момент рассоединится и лобная доля от остальных – это и будет сон. Но если лобная, осталась на связи, а мозг уже провел отключение от внешних стимулов, благодаря оставшейся активной лобной запускается переподключение к остальным зонам. Видимо, узлы основных соединений проходят в височной (отсюда гул, треск), сенсорной (вибрации), теменной (ощущения закручивания, падения, вылетания), а затем срабатывает и запуск зрительной — или близлежащий в кратковременной памяти «файл» окружающей обстановки (последней из увиденного перед отходом ко сну) или любой другой файл, может из старых закромов (квартира в которой жил пару лет назад, или дом детства или квартира друга… что угодно, вплоть до иных миров). Бывает так, что квартира и обстановка в ней из свежих файлов памяти, а вот собственный ребенок или жена в этой квартире оказываются из закромов, то есть оказываются лет на 5-10 младше. Можно встретить и покойного родственника или недостижимую в реальности знаменитость – и все будет как в реальности, один в один, с полным осознанием.

Небольшое отступление: если можно из гипноза сходить в регресс (в память детства или «прошлые жизни», чем бы они ни были), равно как и в ВТО, то почему бы в ВТО не сходить в регресс, то есть в свое прошлое – увидеть свою жизнь в 5 лет, к примеру? Отчего-то таких сообщений мне пока не попадалось, но может кто-то так и делал.

Вот так, такое нейрофизиологическое объяснение вполне кажется реалистичным. Почему бы и нет? Даже самые яркие свои путешествия в далекие невообразимые миры, которые являла нам «фаза» можно растолковать как не исследованную до конца работу нашего всесильного мозга.

Но тут возникает интересная проблема… куда нас заведет наше размышление-воображение:

Если раньше, во все века, человек в «фазе» расценивал свой опыт как путешествие души – он и в «фазе» мыслил этими образами и категориями! Например, «вышел из тела», «надо вернуть зрение», «надо полететь туда…», «надо попробовать на вкус это…», «хочу пообщаться с…», «надо вернуться в тело». И еще и в начале XXI века находясь в «фазе» человек, материалист он или верующий в астрал, все равно феноменологически воспринимал свой опыт как внетелесный и мыслил теми же образами и категориями. Мы еще не перешли на нейроязык, нейромышление и образы, но после примерно 2010 года мы в процессе перехода, и движемся семимильными шагами. По версии О. Бланке и других неврологов, на которых ссылается и философ сознания Метцингер – наш ВТО это процесс, запускающийся дезинтеграцией (и затем «переподлинковкой» на работу в автономном режиме) в Temporoparietal junction (TPJ) – височно-теменном узле.

Что же теперь может прийти на ум научно мыслящему человеку в «фазе», если уж он очень увлечен исследованием феномена? «Запуск дезинтеграции в TPJ пошел», «лобная…коннектись со зрительной, теменной… ага, теперь подтягивай слуховую и сенсо-моторную!», «зрительная, приём!!! Приём!! Ладно, как хочешь, сенсорная – приём!!! Уфф…запустилась!!!», «углубляем… все в коннекте, поехали!», «ну-с, что там нам выбросит к восприятию зрительная кора? Оу… какой интересный ландшафт…с какого материала она его актуализировала? Ого… Степанова… какая прекрасная прорисовка! Как настоящая, заглядение!… Ого! Разговаривает… интересно, откуда подлинковывается текстовка? Запоминаю… угу, угу, потом обдумаю…». «Тааак… теряю осознанность… лобная расконнективается… лобная — приём! SOS!».

Богатый набор образов насобирали мы из физикалистской парадигмы… не застрять бы в собственном мозгу. Точнее в собственном воображении мозга. А как уютен был старый Астрал, с его неизведанными мирами… пока не вторглись эти мозги. Пока мы не навоображали себе всех деталей с нейромедиаторами, режимами работы сетей… Не завидна участь нейрофизиолога, нейробиолога или когнитивиста попавшего в свои сети в «фазе», если он окажется там без зрения, слуха… и невольно вспомнит свои познания… пережить этот страх заглюка собственного мозга может быть пострашнее встречи в астрале любого монстра! Зато как замечательно познает Вселенную, удивительной красоты другие миры, общается с Наставником, человек старой религиозно-мистической парадигмы. Можно, конечно, попасть и в не очень дружелюбные миры… но уж попасть в режим ожидания, воображая, как там переконнективается твой мозг – лучше ли? Да, критическое мышление не помешает никогда, но было бы к чему его применять…

Сама феноменология опыта, особенно, когда это отделение тонкого тела от физического, призывает как бы не мудрствовать о коварном трюке мозга, быстро переконнективающегося, соединяющего там у себя концы с концами в слаженное «кино», а довериться этому «выходу из тела» как естественному событию. Для выходящих так в свою комнату первым естественным желанием является что-то изменить в обстановке, переложить вещь, подвигать стул, чтобы потом по возвращению в тело проверить, не произошло ли изменений в физической комнате. Провал этих попыток (можно что угодно подвинуть и подвинется, но по пробуждению всё на своих местах) обычно принимается за доказательство иллюзорности астральной комнаты (= не существование астрала), или доказательство не существования версии комнаты как комнаты параллельной реальности (для любителей мультиверса и квантовой физики), хотя прямой логики в этом нет. На иллюзорность указывает скорее факт того, что слеплена комната порой из разных хронологически фрагментов памяти или вовсе нелепо вставленных туда вещей. А будь она даже из астрала или параллельной реальности – с какой стати из этого обязательно следует, что действия в ней непременно изменяют нашу конвенциональную реальность? Это лишь один из примеров поспешных умозаключений. Существование/не существование астрала или параллельных реальностей требует совсем иных проверок и аргументации, совсем не тех, что обычно приводятся большинством некритичных их сторонников или отрицателей. Как я уже разбирала в статье "Почему галлюцинации не отличимы от реальности", для многих уже сама реалистичность, гиперреалистичность, необычное панорамное зрение на 360 градусов (то есть все параметры, которые в принципе объяснимы вполне и исходя из нейропарадигмы), принимаются за доказательство Астрала, как реально существующей, отдельно от их мозга, реальности. Для других, эта объяснимость исходя из нейропарадигмы, махинации мозга с подгрузом в ВТО и ОС старых «файлов» памяти, метаморфозы персонажей в зависимости от отношения к ним/ожиданий/эмоций… автоматически отрицает иные варианты. Хотя что мы в сущности знаем о сознании и его границах?.

Пытаясь объяснить феноменологию ВТО при помощи нейронной парадигмы, мы все равно только в начале пути. Всё, что на данный момент есть — это пара общих фраз, наверченных вокруг Temporoparietal junction. О внетелесном опыте написаны целые главы в свежих зарубежных неврологических изданиях, а воз и ныне там, где и был еще в 1950-е, когда Пенфилд случайно открыл эту связь тыкнув электродом при операции. С тех пор свидетельств с операционных столов не поступало. В 2017 году провели анализ, и обнаружили, что всего 5 случаев было зафиксировано при миллионах операций (один Пенфилд сделал тысячу за свою жизнь). Авторы исследования посоветовали коллегам с большим вниманием относится к данной теме и делать сообщения в случае обнаружения случаев, для лучшего понимания нейронной базы, с позволения сказать, «вотелесивания» (embodiment). Со времен Пенфилда чуть более прояснился только факт, что эта же TPJ связана с феноменом видения своего двойника (аутоскопическая галлюцинация), и ощущением невидимого присутствия (чувство присутствия) и хеаутоскопией (или геаутоскопией) – переключением между телами (описание данных случаев можно найти у О. Сакса в книге «Галлюцинации»).

-10

Другим свежим открытием стало изобретение способов воздействия на эти феномены.

Невидимо присутствующую фигуру рядом удавалось уменьшать с помощью заливания в ухо холодной воды (вестибулярные рецепторы, опять же) – рассказывает Рамачандран.

-11
-12

Если мы убежденно встанем на позиции нейропарадигмы, и будем исповедовать, что внетелесный опыт – это дезинтеграция, потом переподключение… все это весьма резонно. Однако, трудно не изумиться, насколько же поразительно совпадение (!), что этот процесс в нейросетях (спонтанно происходящий по ночам, или в стрессовых ситуациях, вестибулярных перегрузках) компонуется для нас феноменологически таким образом, что мы получаем опыт будто в тонком теле мы покидаем физическое!

И не успеваем мы как следует изумиться этому факту, как внутренний скептик уже говорит – «так вот… при вестибулярных перегрузках… теменная область…».

В этой борьбе не стоит игнорировать ни внутреннего скептика, ни внутреннего мистика. Оба ведут нас к более разнообразному познанию этого состояния внетелесного опыта и осознанного сновидения. Если мы не будем допускать даже мысли о так называемом «астрале», или «космическом сознании», наконец просто о том, что мы мало что понимаем в действительности в вопросе «что такое реальность?» — то гулять нам по своим нейросетям даже в ОС и ВТО (или, что еще того хуже – в буквальном смысле, погрязнуть в эти образах своих же собственных извилин мозга, вместо потенциально возможных пространств миров!). Не лишим ли мы себя интересных проверок и новых экспериментов наперед утвердившись в ограниченности возможностей сознания?

Сам опыт зависит прежде всего от самой личности, ее бэкграунда всех накопленных знаний, мировоззрения (что считает допустимым, что отвергает даже не проверяя), наконец страхов и ожиданий (выставляющих в том числе и барьеры познания).

Литература:

1. The Neurology of Consciousness, Second edition. // Chapter 20. Leaving Body and Life Behind: Out-of-Body and Near-Death Experience. Olaf Blanke, Nathan Faivre, and Sebastian Dieguez. https://vk.com/doc-167214010_467722360

2. The Neural Bases of Multisensory Processes. // Jane E. Aspell, Bigna Lenggenhager, and Olaf Blanke. Chapter 24. Multisensory Perception and Bodily Self-Consciousness, 2012. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK92870/?fbclid=IwAR3jmN9tFGY0Il9ecZOh5feeM5dF1e9RY5Q_TtkGLDlta8DFn5T63KwoJe0

3. Commentary: Out-of-Body Experience during Awake Craniotomy Estelle Nakul and Christophe Lopez. 2017. https://vk.com/doc-167214010_535633060

4. Вилейанур С. Рамачандран Мозг рассказывает. Что делает нас людьми. https://vk.com/doc-167214010_535641422

© Ольга Атман, июнь 2020

Дорогие читатели, не забывайте, что ваши лайки делают информацию доступней. Подписавшись на канал, вы узнаете массу всего достоверного и интересного!

___☝🏻___

Продолжение про ВТО:


Другие мои статьи на эту тему читайте в рубрике
"сознание и мозг".

Сознание и мозг | Ольга Атман | Дзен