Найти в Дзене
Moto_Ogr

Мотофизика. Силы действующие на мотоцикл в повороте

Благодаря замечательному каналу БЛОГ КОЛЛЕКТИВА ЭКСПЕРТОВ* на моём канале появляется новая рубрика "Мотофизика". В этой рубрике будем разбирать базовые законы движения мотоцикла. Возможно эти знания не нужны напрямую для езды, но они позволят лучше понимать, что происходит с байком в той или иной ситуации. Что-то из раздела популярная наука, постараемся попроще.

*Блог Коллектива экспертов - Научно-популярный блог растущего коллектива специалистов в различных сферах знаний: представителей старшего офицерского состава, инженеров, авиаторов, искусствоведов, историков, врачей, правоведов...

Силы действующие на мотоцикл в повороте

Схематическое изображение мотоцикла
Схематическое изображение мотоцикла

Центробежная сила (Ц-б сила) - это сила, которая старается вытолкнуть мотоциклиста вместе с мотоциклом наружу из поворота. Она приложена к центру масс системы мотоциклист-мотоцикл. Природа этой силы - это инерция, которая заставляет любое тело двигаться прямо, и сопротивляется поворотам.

Центростремительная сила (Ц-с сила)- это сила, которая заставляет мотоцикл поворачивать, то есть менять направления движения. Она направлена внутрь поворота. Природа это силы - это реакция опоры, т.е. дороги (на рисунке выше эта сила обозначена Fs). Приложена она к колесу.

Ц-с и Ц-б силы (упрощая) всегда равны по величине и противоположны по направлению (вектору), однако, точки приложения этих сил к проходящему вираж мотоциклу принципиально различны.

Мотоцикл - это не шар из равноплотного материала. Ездок и пассажир, сидящие на нём, это не роботы, они могут шевелиться. Да и топливо в баке "колыхается". Его, вроде, не так много по массе и подвижность ограничена, однако, плещется оно вполне далеко от точки опоры. В итоге центр масс мотоцикла заранее не определен. Чем центр масс стабильнее по своей позиции, тем стабильнее воздействие Ц-б и Ц-с сил на мотоцикл и тем предсказуемее его поведение. Поэтому на входе в поворот, мотоцикл необходимо сжимать коленями, удерживая туловище, по возможности, неподвижно относительно продольной оси мотоцикла, и не делать резких движений.

Наклон мотоцикла является действием по помещению центра масс мотоцикла в точку баланса между векторами Ц-с и Ц-б сил, расположенную на линии, образуемой боковой горизонтальной проекцией мотоцикла.

Линия, в свою очередь, не свободна и является рычагом, нижняя сторона которого "закреплена" в пятне контакта шин.

Поскольку, Ц-с и Ц-б силы равны, подъем центра масс (точки приложения Ц-б силы) по данной линии вверх от точки баланса создаст плечо и момент сил, толкающий корпус водителя вместе с мотоциклом наружу поворота. Избыток Ц-б силы.

Смещение центра масс по той же линии вниз от точки баланса влечет, соответственно, к недостатку Ц-б силы, из-за чего мотоцикл заваливается вниз к земле. Но Ц-б сила пропорциональна квадрату скорости, поэтому её недостаток из-за большого угла наклона можно компенсировать большей скоростью. Более сильный наклон, для сохранения баланса (Ц-Б и Ц-с сил), требует увеличения скорости или уменьшения радиуса виража.

Если вы чувствует, что не вписываетесь в поворот, вам надо сильней наклонить байк для уменьшения радиуса поворота и немного добавить скорости. Эти действия контринтуитивны, и потому требуют осознания и тренировки. На рефлексах, когда видишь приближение обочины, хочется притормозить, что приведёт подниманию байка и распрямлению траектории, либо к падению.

Другие статьи на канале:

Популярное на канале

Мотоинтервью

Мотофилософия

Мотобезопасность

Мотокино

Мотостихи

Мотоюмор

Мотокниги

Присоединяйтесь к чату канала Moto_Ogr в телеграмме
t.me/...hat
t.me/...ogr