И что же такое тянет больших начальников по образованию высказываться по проблемам школы, в которых, как выясняется из их высказываний, они ничего не понимают. Ведь мог бы Анзор Музаев промолчать… и мы бы не догадались, что он абсолютно не в теме, по которой выступил. Сначала читаем новость, потом обсудим.
В Рособрнадзоре призвали вернуть частных репетиторов в школы
Частных репетиторов, которые ранее работали в школах, но приняли решение давать онлайн-уроки ученикам, необходимо вернуть в общеобразовательные учреждения, заявил РИА Новости глава Рособрнадзора Анзор Музаев…
По его словам, проблема частного репетиторства будет снижаться, когда окончательно внедрят единый перечень учебников и образовательных программ. "Это единое образовательное пространство понемногу начинает работать. Когда этот процесс выйдет на крейсерскую скорость, количество ребят, родителей, которые обращаются к репетиторам, будет значительно уменьшаться", – заключил глава ведомства.
Подробнее: https://ria.ru/20240724/rosobrnadzor-1961615930.html
Итак, давайте я расстрою Анзора Музаева. Напомню ему, что во времена его молодости были единые учебники. Например, учебников математики для 5-10 классов было семь, потом появились учебники для углублённого изучения математики. Репетиторство существовало, но не носило такого массового характера, как сейчас.
В начале этого века уже было много учебников. В 2002 году было 33 учебника математики для 5-11 классов, а в 2006 уже 44, дальше — больше. В указанные годы я писал обзоры учебников математики для одного журнала. В заголовке второго обзора учебников Федерального перечня (ранее комплекта) поставили «Сорок три», хотя учебников было 44. А репетиторство ещё не буйствовало.
Потом ввели совмещённый выпускной и вступительный экзамен по математике (ЕГЭ), отменили устные экзамены по геометрии в 9 и в 11 классе, школьники получили неверный сигнал: «можно не учить геометрию, её в ЕГЭ немного». По алгебре и геометрии были простые задания, за которые можно было набрать баллы на положительную отметку. Часть ребят поняла, что на математике можно "не париться". В результате доказательные умения школьников перестали развиваться, ослаб мыслительный аппарат учащихся по восприятию теоретического материала, а всё внимание учителя и учащиеся уделяли типовым задачам ЕГЭ, а не теории по учебникам.
Уровень подготовки учащихся упал, а тут ещё ближе к выпуску выяснилось, что некоторые учащиеся рано решили, что они гуманитарии, что в вузе, куда собрались поступать, требуют профильную математику, да там ещё надо будет изучать и сдавать математику в сессию… Народ потянулся к репетиторам.
Рособрнадзор ввёл свои ЕГЭ , потом ОГЭ и ВПР, стал всё настырнее мешать учителям учить детей по учебникам. Такой контроль провоцировал учителей чаще использовать демонстрационные варианты этих работ и всё реже — школьные учебники. Об этом их просили учащиеся и их родители. Результат обучения стал меньше зависеть от учебников, а репетиторство расцвело пышным цветом — надо же было как-то компенсировать неполученные знания и недостатки развития.
В 2022 году ввели единые учебники практически по всем предметам, ЕГЭ, ОГЭ и ВПР продолжали кошмарить школу, учителя для выполнения знаменитого указа о повышении зарплат учителей без добавления даже копейки на это дело получили колоссальную перегрузку. Теперь два учителя работали за трёх учителей, если не больше. Понятно, что качество их уроков от этого не могло улучшиться, а учебники и программы тут не виноваты никаким боком. Уставшие от издевательств учителя стали увольняться, предложений со стороны репетиторов стало больше…
И тут мы прервёмся и спросим: причём в этой ситуации учебники и программы обучения, как они могли удержать учителей в школе при нищенской в некоторых регионах зарплате, при неуважительном отношении к труду учителя со стороны учащихся, их родителей, а главное — проверяющих органов? Рособрнадзор уже замучил объяснением того, что оценки учителей не объективны. Это ему надо было, чтобы обосновать необходимость своего существования со своим контролем и увеличения поляны для своего прокорма.
Тут недавно Анзор Музаев пообещал ещё и тестировать учителей. А учителя стали чаще увольняться. И мы ещё не упоминали проблему подготовки молодых учителей, которая находится в полном завале, так как цифровизаторы образования решили, что учителя школе станут без надобности. Сильные и талантливые ребята стали обходить учительскую профессию стороной. А причём здесь учебники, программы и единое образовательное пространство?
Ничего-то не понимает в затронутой проблеме Анзор Музаев, зачем он обнародует напрасные надежды на единый учебники, программы, единое образовательное пространство? Ни про уважительное отношение к труду учителя, ни про достойную оплату его труда, ни про перегрузку учителя он не сказал ни слова. А программы и учебники — дело десятое. И вот с таким-то пониманием школьных проблем он считает себя вправе контролировать учителей и учащихся?
Кстати, а кто у нас Анзор Музаев по образованию? Закончил Чеченский государственный педагогический институт, преподавал в техническом вузе, кандидат технических наук. Защитил диссертацию по теме «Исследование и обоснование направлений технологической модернизации производства судовых малоразмерных дизелей». А высказывает своё учёное мнение по поводу учебников и программ, по поводу школьных проблем, которые старательно наращивает его ведомство.
А если бы Анзор Музаев промолчал, то я и не стал бы искать истоки его учёности по школьной тематике среди судовых малоразмерных дизелей.