Белокаменные храмы — одно из главных сокровищ русской культуры. Древнейшие из них подбираются к 1000-летнему возрасту! О лаконичной изысканности этих зданий говорить можно бесконечно, но лучше — смотреть.
Белокаменная архитектура играет важную роль и как историческое наследие. Например, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском — один из немногих храмов, созданных в домонгольский период и дошедших до нас почти в полной сохранности. Его строительство началось в 12 веке при Юрии Долгоруком, основателе Москвы, а закончилось при князе Андрее Боголюбском. Ирония судьбы: на стенах собора сохранились граффити — процарапанные надписи, где среди прочего приводится список убийц Андрея Боголюбского. Существует версия, что в этом же соборе крестился Александр Невский, который родился в Переславле-Залесском в 1221 году.
Или Успенский собор во Владимире: до возвышения Москвы именно здесь венчались на великое княжение владимирские и московские князья, среди них Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Калита. Этот белокаменный собор знаменит еще и тем, что только здесь сохранились подтвержденные и точно датированные росписи Андрея Рублёва.
Памятники белокаменного зодчества в России встречаются в селе Старая Ладога Ленинградской области, Пскове и Переславле-Залесском Ярославской области. Но большинство из них сосредоточены в Новгородской и Владимирской областях и находятся в ведении двух музеев-заповедников, чью деятельность поддерживает банк ВТБ, — Новгородского и Владимиро-Суздальского. Увидеть эти архитектурные шедевры может любой, кто любит путешествовать по стране. А чтобы вы могли полнее оценить красоту русской белокаменной архитектуры, предлагаем рассмотреть ее типичные элементы.
1. Белый камень
Это светлые — скорее, бежевые или серые, чем белые — известняковые породы, которые служили основным строительным материалом для русских храмов домонгольского периода. Например, в период с начала 12 века до середины 13-го во Владимиро-Суздальской земле из белого камня были возведены 22 крупные постройки, из кирпича — только 5. Пока ученые не дали однозначного ответа, что заставило русских князей перейти на белокаменное строительство, учитывая, что оно значительно дороже кирпичного. Вероятнее всего, целью была демонстрация государственной мощи молодого Владимиро-Суздальского княжества, которое позже станет ядром Русского государства — об этом подробно говорим на лекции «Владимиро-Суздальская Русь: как объединялись российские земли».
Не стоит путать побелку и белый камень: первая используется в архитектуре повсеместно и белый камень тоже иногда белят. Но белокаменными называют здания, построенные именно из белого камня, а не просто побеленные.
2. Закомара
Фигурная вершина наружной стены. Закомара может быть треугольная или килевидная, то есть напоминающая перевернутую лодку. Но чаще всего закомары полукруглые: изначально они повторяли во внешнем облике здания его внутреннюю структуру, а именно копировали очертания сводов храма. «Свод» в древнерусском языке и есть «комара». Если закомара не повторяет внутреннюю форму свода, а просто используется как украшение, то ее называют «кокошником».
Необычно много закомар у Успенского собора во Владимире, построенного в 12 веке по приказу Андрея Боголюбского. Это связано с тем, что великий князь Всеволод Большое Гнездо, брат Андрея Боголюбского, значительно расширил здание — новый объем словно обнял старый. Этот собор стал образцом для строителей Успенского собора Московского Кремля.
3. Лопатка
Плоский вертикальный выступ на поверхности стены здания. В отличие от пилястры (она похожа на вдавленную в стену античную колонну) лопатка лаконична: у нее нет ни основания, ни капители — верхней фигурной части.
Лопатка может использоваться для усиления стены, но чаще ее функция декоративна: она делит стену на отдельные плоскости — так в архитектуре появляется ритм. Часть стены между двумя лопатками называется «прясло» — от слова «пряду», то есть «соединяю».
4. Аркатура или аркатурно-колончатый пояс
Ряд декоративных ложных арок на стене здания. Аркатура делает постройку наряднее, что хорошо видно на примере Дмитриевского собора во Владимире.
Самые старые здания, на которых встречаются аркатуры, — романские церкви раннего Средневековья. Предполагается, что этот прием принесли на Русь мастера из Италии, которых русские князья приглашали в качестве зодчих. Отчасти поэтому некоторые исследователи называют русскую домонгольскую белокаменную архитектуру не иначе как «русская романика».
5. Перспективный портал
Это вход в здание, оформленный уступчатыми откосами. Этот элемент появился в 11 веке и встречается во всей европейской храмовой архитектуре, во владимиро-суздальской — особенно часто.
Интересно, что Леонид Павлов, один из авторов проекта станции московского метро «Добрынинская», вдохновлялся владимиро-суздальским зодчеством, в том числе церковью Покрова на Нерли. Арки и ниши в опорных столбах этой станции повторяют перспективные порталы владимирских храмов.
6. Барабан или шея
Основание для купола. Может быть выполнено в виде цилиндра или многогранника, для русской архитектуры больше свойственен первый вариант. Это важное отличие русской архитектуры от византийской. На Руси купол ставили на барабан, который играл роль своего рода шеи для него. В Византии же купол нередко воздвигали сразу с опорой на стены.
В Суздале, одном из центров белокаменного зодчества, сейчас проходит выставка «Русский феникс. Суздальская земля», посвященная тысячелетию первого летописного упоминания города. На ней представлены экспонаты из Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Музеев Московского Кремля. Выставка организована при поддержке банка ВТБ и стала одним из главных юбилейных событий.
Архитектура в России продолжает развиваться и спустя тысячу лет после появления белокаменного зодчества. Чтобы это развитие продолжалось, ежегодно в Центре «Зотов», филантропическом проекте ВТБ, проходит Летняя архитектурная школа. Это образовательный проект, объединяющий студентов и специалистов по архитектуре, цель которого — создать для молодых архитекторов пространство для исследования взаимосвязи художественных и гуманитарных дисциплин в архитектуре.