Для того, чтобы водитель такси проявлял заботу в отношении пассажиров, он сам должен чувствовать эту необходимость и свою готовность к этому проявлению заботы. Водитель должен осознать, что именно от него зависит степень благоприятной обстановки в салоне такси. В первую очередь водитель должен иметь специальную подготовку, связанную с условиями сидячей работы водителя такси, при которой не пассажир для водителя и его заработка, а водитель — для пассажира и его благополучия, комфорта и безопасности.
Водитель без понимания уровня своей роли и ответственности не имеет права садиться за руль такси! О чем должен знать водитель такси в первую очередь?
Водитель такси должен представлять, что именно ждет его во время этой работы. Представьте, что вам в своем доме, в квартире, в офисе, необходимо присесть, на стул, в кресло, на диван, включить телевизор, компьютер, какой-нибудь экран с меняющимся изображением, и просидеть в таком положении несколько часов, смотря и анализируя изображение. Сколько часов вы сможете выдержать, не вставая, не отвлекаясь на домашние дела, без воды, без еды, без справления естественных нужд?
Что легче преодолеть? Расслабленное сидение в домашнем кресле, или сидение в постоянном напряжении на месте водителя такси, у которого, в современных условиях работы, каждый день показывают один и тот-же сериал под названием «Преодолей путь таксиста, с трудностями и помехами». Например, прошедшую неделю я работал в среднем 10 часов в сутки. За всё время работы в такси я провел в машине: 10 часов х 1 700 дней = 17 000 часов / 24 часа = 708 суток в такси примерно, +/-.
Водитель такси в современных условиях работы по сути живет в своей машине, покидая ее только для сна, для принятия пищи, душа, для естественных нужд. Иногда, чтобы не сойти с ума, водитель паркует такси в тихом месте и тупо отключается минут на 20. Иначе нельзя. Водитель такси — не робот! Он должен понимать, что от его состояния зависит комфорт и безопасность поездки, а также жизнь пассажира, как бы громко это не звучало. Водитель-профессионал в такси всегда заинтересован в том, чтобы пассажир чувствовал себя комфортно, спокойно и безопасно.
Я как водитель такси на Москвиче 3, использую проверенные способы: вежливое приветствие, спокойное и плавное неторопливое вождение, спокойное уважительное интересное общение, чистоту салона и комплектование салона автомобиля мелкими, но очень необходимыми вещами: вода, салфетки, возможность для пассажира подключить свою любимую музыку удаленно, установить в салоне комфортный климат, возможность для пассажира подключить зарядное устройство для своего сотового телефона и для ноутбука, расположиться удобно на заднем сидении с выдвижным подлокотником, разместить емкость с напитком в подстаканнике, который расположен в подлокотнике, перед посадкой в салон Москвича, пассажир, который собрался на вокзал или в аэропорт, может разместить свои вещи в багажнике, если пассажиру в салоне темно или душно, можно приоткрыть люк или открыть его полностью.
Например я в том числе неоднократно перевозил багаж пассажиров. Это не только огромные чемоданы, но и спортивный инвентарь: сноуборды, лыжи, спортивные велосипеды, а у военных, прибывших с СВО -—вещевые мешки, рюкзаки и т. п. Сложно представить, как можно разместить в салоне Москвич 3 спортивный инвентарь трех лыжников или сноубордистов или двоих любителей велогонок с велосипедом? Сложно, но можно! Я не смог перевезти чугунный мангал на ножках с углем и заготовками продуктов, но все остальное — перевозил! Были желающие: двое взрослых и три ребенка, или — четверо взрослых и один ребенок, сочетания бывали разные, но пятеро пассажиров, почему-то, не хотели расставаться и не хотели заказать две машины такси или минивэн. Я бы перевез, но ПДД не позволяют это делать.
Нельзя сказать, что в такси наблюдается много интересных и смешных случаев, но необычных, нестандартных ситуаций — много! Почему-то некоторые пассажиры, находясь в такси, ведут разговоры между собой, или по телефону, невзирая на то, что при их общении присутствует посторонний человек. Сначала мне было очень неловко присутствовать при разговорах молодых девушек, которые делились друг с другом своими любовными переживаниями... Разные пассажиры ведут себя по разному. Сто пассажиров — сто различных ситуаций! В каждой ситуации водитель такси должен остаться адекватным, но иногда он должен просто выжить. За всё время моей работы в такси я перевез по меньшей мере 40 000 человек. Не каждая психика водителя такое может выдержать в режиме 7/0 или 6/1, то есть работая или каждый день или с одним выходным.
Бывают случаи, когда водитель должен выслушать пассажира, мужчину или женщину, их жизненные или профессиональные переживания, дать пассажиру совет или поддержать его в его сомнениях... Кто-то едет на экзамен в универ или на свадьбу, кто-то едет на день рождения, на поезд или в аэропорт, кто-то в армию или в ГАИ сдавать экзамен на права, кто-то поругался со всеми и готов поругаться с водителем такси, кто-то сильно торопится и, соответственно, торопит водителя. Я неоднократно доставлял опаздывающих пассажиров, и на вокзал, и в аэропорт, и на различные мероприятия. Одна пара спешила на вокзал, поездка начиналась из-за города и до вокзала нужно было ехать минут 40, а поезд уходил раньше. Женщина сидела и молилась, а её спутник успокаивал её всю дорогу, а я привез пассажиров на вокзал за десять минут до отправления поезда. Мужчина сказал, что он никогда такого таксиста не видел! Мне было приятно, но чтобы водитель такси отыграл минимум 15 минут опоздания пассажиров и привез их на вокзал до отправления поезда... Мне эта поездка далась очень непросто, мягко говоря. Главное, пассажиры успели на поезд и ничего страшного на дороге не случилось.
Необходимо отметить важный момент, что зачастую пассажиры попадают в ситуацию опоздания из-за безответственных и непрофессиональных водителей такси. Пассажиры, бывает, заказывают машину вовремя, а водители, приняв своевременный заказ от пассажиров, приехав к пассажиру, прячутся для того, чтобы пассажиры отменили заказ а водитель получил деньги без поездки, подставляя пассажиров под опоздание или на поезд, или на самолет. Водитель такси несет моральную ответственность перед пассажирами за то, что водитель своим неадекватным поведением, провоцирует пассажиров на опоздания, на переживания, на недоверие другим ответственным водителям. Легкомысленные водители такси в подобных ситуациях сами обостряют отношения пассажиров и водителей и усложняют процесс развития взаимопонимания и взаимопомощи.
Бывали очень обидные ситуации, при которых мне было очень жаль пассажиров, но я ничего не мог сделать, а пассажиры второпях наносили себе серьезный ущерб. Так в декабре одна женщина, подготовившись к новогоднему корпоративу, с прической и в праздничном платье, так спешила сесть в машину с мороза, что, садясь в машину, стала закрывать дверь машины раньше времени и ударила верхним краем двери себя по лицу, «насадив» себя подбородком на дверь, разбив подбородок, залив кровью праздничное платье... Я предлагал ей поехать в травмпункт, но женщина, заливая себя кровью и слезами от жуткой боли и обиды, решила ехать на праздник... Её дальнейшая судьба мне неизвестна…
Были разные случаи, в том числе и максимально негативные в отношении меня, как водителя такси, но продолжать работать в такси нельзя с камнем за пазухой! Нельзя помнить зло, нужно думать о том, что водитель такси приходит на помощь всем пассажирам, какими бы они не были. Карма такси такие случаи тоже учитывает, а порядочные, человечные и ответственные водители такси находится под покровительством кармы такси и благодарных пассажиров. Благодарных пассажиров — подавляющее большинство. Именно они дают водителю такси силы и уверенность в его нужности. Дай бог всем пассажирам и водителям здоровья, терпения понимания, участия и добра! Доброта спасет Мир!