15 (28) июля Церковь празднует память святого равноапостольного великого благоверного князя Владимира.
Владимир Святославович был внуком святой равноапостольной княгини Ольги – ее сына Святослава и ключницы Ольги по имени Малуша. Однажды великая княгиня разгневалась на ключницу и сослала ее в село Будутино, где и родился Владимир. Его отобрали у матери и отправили в Киев на бабкино воспитание. За будущим князем закрепилось прозвище "робичич", что значило "сын рабыни".
В 969 году Святослав разделил Русскую землю между сыновьями, а затем навсегда уехал за Дунай. Ярополк стал князем Киева, а Олег – князем древлянских земель. В это время в Киеве находились послы из Новгорода. Они попросили себе в князья малолетнего Владимира, и Святослав согласился. В 972 году Святослав погиб, а примерно в 977 году Ярополк и Олег начали между собой войну. Олег был убит. Владимир узнал об этом и скрылся в Балтийских землях, но вскоре вернулся в Новгород с войском наемников-норманнов. Там он победил войско наместников Ярополка, а в 978 году осадил Киев.
Ярополк сбежал в город Родню – поселение на месте, где Рось впадает в Днепр. Владимир и туда пришел с войском. Среди людей Ярополка нашелся предатель по имени Блуд, который уговорил князя прекратить сопротивление брату. Когда Ярополк пришел на переговоры, двое варягов из войска его брата зарезали киевского князя. Так престол перешел Владимиру.
Новый Киевский князь обзавелся постепенно пятью женами, среди которых была вдова Ярополка, и восемьюстами наложницами. В Киеве Владимир поставил идолы лжебогов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши. Покровителем Руси князь "назначил" Перуна и повелел ставить его истуканы в каждом городе.
Однажды Владимир совершил удачный поход, и в 983 году решил принести кумирам человеческие жертвы. По жребию один варяг-христианин по имени Феодор должен был принести в жертву сына, но не согласился. Тогда киевляне убили его и сына его, Иоанна.
Владимир за время княжения подчинил Киеву множество земель запада и востока, заставляя язычников различных народов и культов признавать Перуна верховным богом. Но с точки зрения политической эффективности нового культа, нечто не устраивало великого князя. Он начал принимать и выслушивать неязыческих послов из соседних государств: мусульман из волжских булгар, западных христиан, хазарских евреев и, наконец, некоего греческого философа-христианина.
Владимир отправил посольства в разные страны, чтобы те посмотрели на разные неязыческие культы и по возвращении высказали князю свои впечатления. Князя более всего поразил рассказ послов, вернувшихся из Константинополя. Они говорили о неземной красоте религии греков. Тогда Владимир начал задумываться о смене государственной религии с язычества на восточное христианство. Тем более, что на Руси уже были и христиане, и священные книги, переведенные на язык славян святыми братьями Мефодием и Кириллом.
Из всех преданий о принятии князем Владимиром крещения, современные исследователи полагают наиболее вероятным следующее.
В 80-х годах X века Восточная Римская империя столкнулась со смутой и крупными военными проблемами от болгар. Императоры-соправители Василий II и Константин VIII попросили помощи у князя Владимира. Он согласился помочь при условии, что их сестра Анна станет его женой. Тогда братья выдвинули встречное требование – Владимир должен принять крещение.
Примерно в 988 году, в Киеве, Владимир принял крещение с именем Василий. Вскоре 6000 русских подавили византийский мятеж, но греческие цари не торопились отдавать сестру за Владимира. Тогда князь отправился с войском в Крым и захватил город Корсунь – нынешние руины Херсонеса Таврического в Севастополе. После этого цари Василий и Константин смирились, а затем в Корсуни состоялось бракосочетание Владимира с царевной Анной. Дружина забрала с собой Анну, множество святынь, корсунских и царьградских клириков, и отправилась в Киев. Там затем началось массовое обращение восточных славян в христианство.
Князь Владимир одного за одним велел уничтожать им же поставленных идолов. Он объявил день массового крещения в водах Днепра и одного из его притоков, и заранее объявил всех, кто не явится, своими противниками. После крещения киевлян начали строительство нескольких храмов.
Великий князь, как свидетельствуют летописи, действительно переменился сердцем, когда стал христианином. По всей Руси он начал финансово покровительствовать духовенству, нищим и больным. Через несколько десятков лет христиан и храмов на Руси стало уже довольно много. Славяне стали у всех народов ассоциироваться с Христом, а не с идолами.
Главной военной задачей Владимира на оставшуюся жизнь стала борьба с печенегами, против которых он построил засечную черту – систему крепостей и валов. Для укрепления власти Владимир посадил на престолы важнейших русских центров своих сыновей.
Однажды печенеги чуть не пленили князя, но в день Преображения Господня чудесным образом ему удалось избежать плена. Благодаря Владимиру, в период войны против русских несколько печенежских князей приняли христианство.
В последние годы жизни великий князь чуть не стал жертвой заговора своего сына Святополка. Также могла произойти война против другого сына Владимира – князя Ярослава (будущего Ярослава Мудрого), но Владимир стал часто болеть и позвал в Киев любимого отпрыска Бориса. Князь Борис возглавил тогда дружину отца и отразил очередной набег печенегов.
15 июля 1015 года великий равноапостольный князь Владимир скончался в селе Берестовом близ Киева. Похоронили его в Десятинной церкви Киева при огромном стечении знати, духовенства и плачущего народа.
В XI веке русские начали почитать князя Владимира за святого, но канонизация состоялась лишь через два столетия.
В 1240 году Десятинную церковь разрушили татары, и мощи святых равноапостольных Ольги и Владимира оказались под руинами. В настоящий момент нет святыни, про которую можно достоверно сказать, что это частица святых мощей равноапостольного князя Владимира.