Найти тему
Любители фэнтези

Отчёты о прочитанном. Фантастика и фэнтези

Оглавление
Привет, Искатели!
Давненько не было здесь о книгах. Исправляемся. Поделюсь, что было прочитано в жанре меча-и-колдовства (и около него) за последние месяцы.

Итак, в читательский багаж добавлены:

1. Роджер Желязны, "Хроники Амбера", т.н. "пятикнижие Корвина", в которое входят: "Девять принцев Амбера", "Ружья Авалона", "Знак Единорога", "Рука Оберона" и "Владения Хаоса".

Необычное фэнтези, написанное ещё в 1970-х, рассказывает о мире Янтарного королевства - о параллельном, так сказать, мире, который считается единственным истинным во множестве миров-отражений (или миров-теней), и да, наша с вами Земля также является всего лишь одним из этих самых отражений. Бодрое повествование о путешествиях между мирами, где есть лишь одна константа - Амбер (привет, Майкл Муркок с Танелорном!). Магия серьёзно замешана на картах Таро и различных мифологиях, от кельтской до древневосточных. Главный герой попадает в Амбер из нашего мира, но уже в первой книге выясняется, что там он совсем не чужой, а напротив - наследник древнего рода и один из Девяти принцев Амбера, Корвин! Корвину предстоит сразиться за престол Янтарного королевства, а затем дать бой и более грозному противнику - наступающим полчищам Хаоса...

По тексту сразу видно, что это проза 1970-х: даже положительные герои здесь много курят, пьют крепкий алкоголь и остро шутят, не переживая насчёт обиженных. От диалогов несколько раз словил ассоциации с кино того же Тарантино. Многие фразы можно растаскивать на цитаты. Из пяти романов пока в фаворитах второй - "Ружья Авалона". Но и другие не особо отстают. И да, сейчас в моём понимании лучшая семейная сага о борьбе за престол в мире фэнтези - это всё-таки "Хроники Амбера", а не до сих пор недописанная "Песнь Льда и Пламени" Джорджа нашего Мартина. В общем, рекомендую, если ещё не читали. А у меня на очереди пятикнижие Мерлина.

2. Дочитана сага о Гримнире Скотта Одена.

2.1 «Сумерки богов».

-2

Прочитал давно, на английском, ещё когда не вышел перевод, и вот обнаружил, что особо ничего не написал про книгу. Исправляюсь. Итак, вторая книга трилогии о Гримнире, последнем орке на Земле. Если первая часть, «Стая воронов», своим свежим взглядом, тёмным тоном и стремительным темпом захватила и увлекла мгновенно, то «Сумерки богов» несколько сбавляют этот самый темп, притом сгущая тёмные краски и являя читателю более отшлифованный тон прозы Скотта Одена.

Здесь становится меньше мифологии и магии (однако они не исчезают совсем!), зато акцент больше смещается на историю, конкретнее — на противостояние христианства и язычества в Средние века. В центре повествования северные крестовые походы против последних язычников Европы. Как думаете, на чьей стороне выступит герой-каунр? Правильно. Для гётов-язычников с озера Венерн он становится кем-то сакральным, чем-то вроде бога-защитника. Недаром же в скандинавском фольклоре Гримнир — одно из имён Одина, означающее «скрытый под капюшоном / за маской». И вот, во главе немногочисленной армии берсерков и воительниц («дев щита») он встаёт на пути крестоносцев под командой опытного истребителя язычников — рыцаря-фанатика Конрада Белого. Этот новый противник Гримнира своим альбинизмом и мистическим сознанием напоминает героев Майкла Муркока. Можно даже сказать, что Конрад Белый — это злая версия принца-альбиноса Элрика Мельнибонийского. Уже изрядно повоевавший против балтийских язычников и совершивший немало кровавых злодеяний, получив мистическое откровение, Конрад отправляется в землю гётов с целью истребить один из последних языческих культов Европы.

Другая сюжетная линия разворачивается вокруг девушки Дисы — юной мстительницы, за обучение которой боевому мастерству взялся сам Гримнир. Дису можно назвать главной героиней книги, ибо если Этайн (спутница Гримнира из первой книги) раскрывалась в основном во взаимодействии с каунаром, то Диса в «Сумерках богов» действует более самостоятельно и имеет свой собственный подсюжет. На протяжении романа читатель может наблюдать за личностным ростом девушки, проходящей путь от мстительного подростка до искусной воительницы, принявшей участие в решающей битве.

Да, язычники во главе с орком и христоверы под предводительством рыцаря-альбиноса сталкиваются в последней битве возле гётского селения близ озера Венерн. И хотя в этой битве Гримнир (спойлер!) побеждает, пролитая кровь и души убитых воинов пробуждают на свет древнее зло — дракона Нидхёгга, предвестника Рагнарёка. И Нидхёгг, поднявшийся со дна ледяного Венерна, станет главным противником Гримнира в третьей книге.

Добротная середина трилогии с атмосферой скандинавского гримдарка.

2.2 "Гибель Одина" ("The Doom of Odin")

-3

Прочитал на английском. Книга завершает трилогию о Гримнире ("Стая воронов", "Сумерки богов", "Гибель Одина"). И это достойный финал трилогии, как ни крути. Знакомый читателю по двум предыдущим книгам орк Гримнир преследует разбуженного им во второй книге дракона Нидхёгга по всему Мидгарду на протяжении веков: Англия, Франция, Русь, Византия... Там, где проходил древний змей, распространялась скверна, и так многие земли были поражены Чёрной Смертью - эпидемией чумы. Настигнув Нидхёгга в Риме, у самого папского престола, Гримнир находит смерть в бою... но эта смерть - только начало! Попав в эдакую орочью Валхаллу, на туманный Настронд, Гримнир отправляется в странствие между мирами, то возвращаясь в Мидгард, в город Рим, к месту своего последнего боя на Земле, то после очередной смерти в бою снова регенерируя в одном из потусторонних миров орков, альвов, троллей и богов. Там, в посмертии, он встретит своих предков и умерших родичей, познакомится с вождями трёх орочьих племён (каунры, скрелинги и скраги), повстречает истинную любовь - воительницу Скади из племени каунар - и постигнет тайны мироздания, заняв в итоге достойное место в ряду героев всех Девяти Миров...

В этой книге Оден добавил к мотивам Роберта Говарда, которым вдохновлялся и прежде, ещё и эпичность Джона Толкина, от которого почерпнул, собственно, орков, а также высокий штиль прозы во всём, что касается магии. Здесь цитируются стихи из рифмованной Эдды, присутствует больше всевозможного колдовства и меньше исторических привязок, чем в первых двух книгах, ибо повествование сосредоточено на событиях в потусторонних мирах и лишь изредка перебивается на отрывки, в которых Гримниру приходится возвращаться на Землю, в 1347-й год н.э. По финалу спойлеров давать не буду, но отмечу, что всё выдержано в рамках внутренней мифологии произведения и не вызывает противоречий. Хотя сладкая горечь читателю будет обеспечена. И за неё - моя благодарность автору.

3. Фрэнк Герберт "Еретики Дюны"

-4

Пятая книга оригинальных "Хроник Дюны" из шести, написанных самим Ф. Гербертом. Скоро возьмусь за "Капитул Дюны", последний роман о Дюне от автора, придумавшего эту вселенную, и вот после него, пожалуй, не стану пока притрагиваться к продолжениям, каковые до сих пор продолжают выходить под эгидой сына писателя, Брайана Герберта в соавторстве с Кевином Андерсоном. "Еретики..." - хороший путеводитель в мир Арракиса (или Ракиса, как он стал называться в "Еретиках") через тысячи лет после времён Пола Атрейдеса и бога-императора Лето II: здесь несколько главных героев, представляющих разные фракции, и их линии разворачиваются на нескольких разных планетах. Читатель больше узнает о цивилизациях, находившихся в тени на протяжении предыдущих книг: Бинэ Тлейлаксу и иксианцы теперь вступают в игру на первых ролях, а о Бинэ Гессерит и Космической гильдии откроется много новых подробностей, позволяющих взглянуть на них под новым углом. По атмосфере очень напоминает Warhamer 40k, что не мудрено: космические войны за ресурсы, ключевая роль религии, бог-император и ересь - определяющие для WH мотивы, перекочевавшие в него именно из мира Дюны. Генокрады в WH40k очень смахивают на Тлейлаксу, Mechanicus - на Икс, Сёстры Битвы - на Говорящих Рыб... Список можно продолжать ещё долго.

По прочтении "Капитула" собираюсь написать длинный текст по впечатлениям и мыслям от прочитанного, а возможно и от просмотренного, не исключая новейших экранизаций Дени Вильнёва. Впрочем, это не обещание, а лишь планы - найти бы на это время.

Что ж, вот, пожалуй, вся околожанровая крупная проза за последнее время. Да, негусто: всего три пункта, хотя прочитанных книг в них скрывается куда больше (ох уж эти многотомные циклы). Были, конечно, ещё некоторые рассказы из цикла о Неверионе С. Дилэйни, новый рассказ про Элрика от самого Майкла Муркока, вышедший в New Edge Sword & Sorcery, а также дочитаны пропущенные мною ранее новеллы Карла Эдварда Вагнера из цикла о Кейне. Впечатления были яркие, но сразу по прочтении руки не дошли это дело как-то отрецензировать, а сейчас уже пропало то самое свежее впечатление. Но когда-нибудь, быть может, вернусь и напишу.

Ну а пока - до следующих отчётов о прочитанном!

Кстати, кидайте в комменты и свои читательские достижения с рекомендациями, не стесняйтесь.

Спасибо, что читаете. Рекомендуем ознакомиться с другими нашими рубриками и статьями. Подписывайтесь, если интересно. И до новых текстов!

Заходите к нам в ВК !

И заглядывайте в Телеграм !