Найти тему
Строительный мир

Медленно, но верно – 186 км за 8 лет: первый со времен СССР железнодороный проект Кыргызстана

Старт этому долгожданному проекту, имеющему важное социально-экономическое значение для страны, дали в марте 2022-го. Хотя первая попытка предпринималась еще в конце 1990-х. Но тогда из-за отсутствия финансирования работы пришлось приостановить довольно быстро. Лишь спустя два десятилетия, в Киргизии, наконец, удалось возобновить железнодорожное строительство — первое со времен СССР.

Правда, если в прошлом столетии заявляли о масштабных планах протянуть линию через Кочкор от ст. «Балыкчи» до Джалал-Абада, соединив тем самым разорванные участки стальной магистрали, то теперь речь идет о более скромных целях. Власти Республики намерены построить ветку от упомянутой станции в юго-западном направлении до Кара-Кече, где расположено месторождение бурого угля.

© Kmaksat / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Железная дорога в Кыргызстане на участке Балыкчы – Кочкор, июль, 2023 г.)
© Kmaksat / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Железная дорога в Кыргызстане на участке Балыкчы – Кочкор, июль, 2023 г.)

Необходимости доводить ее до Ферганской долины теперь нет, так как до Джалал-Абада от китайского Кашгара через Арпу, Кош-Добо и Макмал будет построена железная дорога протяженностью около 450 км (непосредственно по территории Киргизии пройдет 280 км). В рамках проекта предстоит возвести свыше 80 мостов и пробить через горные преграды около 40 тоннелей. Инициатором этой идеи в свое время выступила КНР, для которой появление нового маршрута откроет более короткий путь в Южную Европу.

Данная инициатива обсуждается достаточно давно. Ряд вопросов, несмотря на подписанное этим летом межправительственное соглашение, до сих пор остается открытым, включая сроки кампании и вопрос финансирования. В Бишкеке отмечают, что у казны денег на эту стройку нет, поэтому, по всей видимости, работы на территории государства будут проводить на деньги Поднебесной. Рассчитываться же с Пекином намерены либо ресурсами, либо за счет полученных в ходе эксплуатации линии средств. Ожидается, что ежегодно по «железке» будет проходить не менее 5 млн тонн грузов.

© «Узбекистан 24» / кадр из видео (Трассировка предполагаемой железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан)
© «Узбекистан 24» / кадр из видео (Трассировка предполагаемой железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан)

Тема трассировки этой магистрали довольно долго оставалась спорной. Но Киргизии удалось отстоять выгодный для себя вариант, что и позволит Республике решить вопрос транспортной доступности, соединив воедино разорванные участки действующей железнодорожной сети, и существенно расширить свои экспортные возможности. Более того, несмотря на то, что Китай хотел строить линию на всем протяжении с колеей 1435 мм, Бишкек и Ташкент настояли на 1520 мм. Пункт для замены колесных пар, согласно последней информации, разместят в районе села Макмал. Именно до него в дальнейшем и доведут строящуюся в настоящее время дорогу «Балыкчы – Кочкор – Кара-Кече».

© Kmaksat / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Железная дорога в Кыргызстане на участке Балыкчы – Кочкор, июль, 2023 г.)
© Kmaksat / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Железная дорога в Кыргызстане на участке Балыкчы – Кочкор, июль, 2023 г.)

Последнюю Киргизия сооружает исключительно за счет собственных средств. Именно поэтому проект рассчитан до 2030 года, хотя уложить необходимо не так много — 186 км пути. Строить дорогу будут в несколько этапов. Сегодня работы ведутся в рамках первой очереди на участке Балыкчы – Кочкор (63 км). В 2022-м на данном отрезке протянули 5 км пути, в 2023-м — порядка 15 км. Рельсы для магистрали Киргизия закупает в России, а шпалы изготавливает на местных предприятиях.

На 2024-й запланирована укладка еще 20 км пути. Сегодня работы ведутся на территории Орто-Токойского хранилища. Железная дорога в этом месте проходит через болотистую местность, поэтому здесь монтируют георешетки и водопроводные трубы большого диаметра. На участке после 30-го км проводятся буровзрывные работы.

© yandex.ru/map-constructor (Красным — действующие железнодорожные линии на территории Киргизии)
© yandex.ru/map-constructor (Красным — действующие железнодорожные линии на территории Киргизии)

В Бишкеке не исключают, что в дальнейшем в проект могут быть привлечены частные инвестиции. Но на данный момент таких предпосылок нет и линию по-прежнему строят на деньги Государственного предприятия «НК «Кыргыз темир жолу». Что касается значения данной магистрали, то, помимо упомянутых выше преимуществ, открытие движения на всем протяжении маршрута позволит дать толчок развитию действующих и появлению новых промышленных предприятий, а также значительно упростит транспортировку угля при разработке буроугольного месторождения Кара-Кече.