Найти в Дзене
Морская коллекция

Корветы УРО. Тучи над Балтикой. «Похьянмаа»

Оглавление

Около 80 лет Финляндия пользовалась привилегированным статусом моста между Россией (СССР) и Западом. В обмен на нейтралитет ей были предоставлены небывалые преференции в СССР и РФ. Это позволило стране минимально тратиться на оборону и достаточно высоко поднять уровень жизни и социальное обеспечение. Финляндия за это время создала современную промышленность, в основном на переработке российского сырья. Неограниченный доступ к ресурсам и безграничный рынок сбыта позволили финнам благополучно существовать. Однако Финляндия продолжала оставаться частью западного мира, имея и свои мрачные исторические традиции. Финны также традиционно находились под влиянием шведской элиты.

Когда Запад в очередной раз начал консолидацию для новой агрессии против России, Финляндия и Швеция официально были призваны под знамена НАТО. Координация, стандартизация и совместные учения с этими странами имели место быть и ранее, неофициально эти страны учитывались как натовские союзники.

-2

К началу 2000-х годов надводный боевой флот Финляндии состоял в основном из быстроходных ударных кораблей водоизмещением от 250 до 300 тонн (два 770-тонных корвета были к этому времени списаны), а крупнейшими боевыми кораблями оставались два 1330 тонных минных заградителя типа «Хямеенмаа».

Разработка новых кораблей для финского флота началась в 2008 году, в 2015 году была принята программа Squadron 2020 (Laivue 2020) или «Эскадра 2020». Она предусматривала замену устаревших кораблей флота (четыре модернизированных ракетных катера типа «Раума», два минных заградителя типа «Хямеенмаа» и выведенный из состава флота еще в конце 2013 года минный заградитель и флагман флота «Похьянмаа») на четыре больших многоцелевых корвета типа «Похьянмаа». Контракт стоимостью 7,5 млн. евро на проектирование нового корвета для ВМС Финляндии был заключен с финской компанией Rauma Marine Constructions (RMC) в 2017 году.

Эти 4 корвета вместе с четырьмя модернизированными ракетными катерами типа Hamina должны были стать основой финского флота на следующую пару десятилетий. Их служба планируется до 60-х годов.

Согласование контракта значительно затянулось и он был заключен с финским судостроителем Rauma Marine Constructions лишь в сентябре 2019 года. Его стоимость составила 647,6 млн евро (в стоимость контракта не входят правительственные поставки вооружения и части радиотехнических средств). Сначала общая стоимость приобретения четырех корветов для ВМС Финляндии была ограничена лимитом в 1,2 млрд евро, но противостоять увеличению этой суммы до 1,45 млрд евро финские адмиралы не смогли.

Строительство головного корабля (церемония первой резки стали) началось 30 октября 2023 года, а киль был торжественно заложен 11 апреля 2024 года в эллинге финского судостроительного предприятия Rauma Marine Constructions (RMC) в Раума. Эллинг стоимостью 26 миллионов евро, длиной 186 м, шириной 44 м и высотой 32 м был специально построен RMC под флотский заказ. Но затягивание для завершения проектирования продолжалось и на июнь 2022 года сроки были сдвинуты вправо уже на 14-18 месяцев. Начало испытаний головного корвета сейчас планируется на 2026 год, а сдача заказчику всех четырех кораблей-на 2029.

По соображениям национальной безопасности корветы будут построены в закрытых цехах. По этой же причине церемония закладки киля прошла с ограниченным количеством приглашенных лиц.

«Неизбежно возникнет задержка в завершении первых кораблей», ... «полная боеспособность флота из четырех кораблей все еще будет возможна в 2028 году». Генерал-майор Лаури Пуранен, директор программы стратегических проектов Министерства обороны Финляндии

Имя головной корвет получил согласно финской традиции в честь одной из провинций- Похьянмаа (финское название шведской провинции Остроботния). Финская традиция, на самом деле оказалась происходящей из шведской времен нахождения Финляндии под шведской оккупацией. В 1760 году был спущен на воду первый Gamla Pojama («Старый Похьянмаа») для шведского флота.

В шведском флоте применялись четыре типа парусно-гребных фрегатов для действий в шхерах и на мелководье. Это были так называемые «архипелаговые фрегаты» типов «Похьянмаа», «Хямеенмаа», «Уусимаа» и «Турунмаа».

Прославились они участием в удачной для шведов битве при Свенскунде 1790 года ( у нас известно как Второе Роченса́льмское сражение), крупнейшее на сегодняшний день морское сражение в Балтийском море и крупнейшая победа шведов ( и примкнувшим к ним в колониальном экстазе финнов) на море. Последним это имя носил проданный на слом в 2016 году минный заградитель «Похьянмаа».

Облик перспективного финского корвета типа Pohjanmaa (с) ВМС Финляндии
Облик перспективного финского корвета типа Pohjanmaa (с) ВМС Финляндии

Проект нового корвета рождался в творческих муках с постоянно меняющимися требованиями заказчика. Изначальные 2500 тонн полного водоизмещения и длина 90 м в итоге превратились в 4300 тонн полного водоизмещения с длиной 117 м. Финское Министерство обороны настаивает на классификации корабля как корвета, в то время как многие специалисты расценивают его как фрегат.

Руководство финских ВМС объясняет рост габаритов проекта результатом объединения нескольких задач в одном корпусе. Например, принципиальной была способность ставить мины, что потребовало увеличения размеров корпуса.

Адмирал флотилии Йори Харью (командующий ВМС Финляндии) в число причин роста размеров и водоизмещения внес также дополнительное усиление корпуса, линий гребных валов и гребных винтов, необходимых для круглогодичной эксплуатации в сезонно замерзающих территориальных водах Финляндии. Он высказался против переклассификации этих кораблей в фрегаты, так как класс «Похьянмаа» предназначен для действий в основном в прибрежных водах, тогда как фрегаты традиционно предназначены для открытого моря.

«Я бы даже рискнул сказать, что в мире не найти подобных судов с такими же надводными, воздушными и подводными характеристиками, которыми будут обладать эти корветы», — адмирал Харью

По мнению критиков программы, новые корветы слишком велики для неглубоких территориальных вод Финляндии, изобилующих шхерами, а также слишком привлекательны как крупные цели для российских противокорабельных ракет. Согласно одной из подобных версий новые корветы просто максимально адаптированы не для национальной обороны, а для унификации с натовскими стандартами, для использования в международных операциях блока. Сам же концепт "аналоговнетного" финского корабля считают вариантом кораблей типа «Freedom» США.

Официальная церемония закладки для ВМС Финляндии на финском судостроительном предприятии Rauma Marine Constructions (RMC) головного корвета нового типа Pohjanmaa из четырех законтрактованных в рамках перспективной финской программы Laivue 2020. Раума, 11.04.2024 (с) Rauma Marine Constructions
Официальная церемония закладки для ВМС Финляндии на финском судостроительном предприятии Rauma Marine Constructions (RMC) головного корвета нового типа Pohjanmaa из четырех законтрактованных в рамках перспективной финской программы Laivue 2020. Раума, 11.04.2024 (с) Rauma Marine Constructions
-5
-6
-7

«Похьянмаа» FNS Pohjanmaa Rauma Marine Constructions. Годы постройки 2023–2025. Запланировано 4. Строится 1. В эксплуатации с 2028 год – (планируется), 2029 год – (текущая оценка)

FNS Hämeenmaa, FNS Uusimaa, FNS Turunmaa

Водоизмещение 3900/4300 тонн. Длина 117 м. Ширина 16 м. Осадка 5 м.
Двигатели- Комбинированный дизель-электрический и газовый (CODLAG) 1 × GE LM2500 ГТД, 4 × MAN 12V175D ДГ (4 × 1920 кВт), 38 000 л.с. Движитель 2 ВРШ, 2 носовых подруливающих устр. Скорость хода 26 узлов. Дальность плавания 3500 миль. Автономность плавания 14 суток. Экипаж 73 человека
Радиолокационное вооружение- Saab Sea Giraffe 4A FF 3D-АФАР AESA, Saab Sea Giraffe 1X 3D - радар ближнего действия
Радиоэлектронное вооружение- БИУС Saab 9LV, 2 × Saab Ceros 200 СУО (директора по управлению огнем радиолокационного и оптико - электронного слежения), Двухтактный гидролокатор Patria Sonac DTS ГАС, Kongsberg SS2030 корпусной ГАС, Kongsberg SD9500 ГАС, 4 × MASS decoy systems (помехи).
Вооружение- 1 × Bofors 57 mm/70 SAK Mk3 АУ, 2 × Saab Trackfire RWS (боевой модуль). Зенитная артиллерия 1 × 12 20-мм «Meroka» 2B
2 × 1 20-мм/90 «Oerlikon». Ракетное вооружение 8 x Gabriel V ПКР.
УВП Mk 41 (8 ячеек) с 32 ЗУР ESSM
Противолодочное вооружение 2 РБУ ABCAS/SSTS. Минно-торпедное вооружение- Мины. Saab Torped 47 ПЛ торпеды
Вертолетная площадка и ангар

-8
Облик перспективных финских корветов типа Pohjanmaa (с) ВМС Финляндии
Облик перспективных финских корветов типа Pohjanmaa (с) ВМС Финляндии
-10
-11
-12

Новые финские корветы отличаются усиленным корпусом для преодоления ледяного крошева в зимней Балтике, так как служба у них предполагается круглый год. По шведско-финской гражданской шкале это ледовый класс 1А.

IA — нахождение в море при толщине льда до 0,8 м, движение в канале за ледоколом со скоростью не менее 5 узлов при толщине льда до 1,0 м.

С водоизмещением в 4300 тонн они станут крупнейшими кораблями финского ВМФ после знаменитых броненосцев «Илмаринен» и «Вяйнямёйнен». Экипаж- 73 человека, но с возможностью принять до 120.

Силовая установка комбинированная дизель-газотурбинно-электрическая энергетическая установка по схеме CODLAG общей мощностью 38 000 л. с., состоит из форсажной газовой турбины General Electrcic LM2500, четырех дизель-генераторов MAN 12V175D (по 1920 кВт) и двух гребных электродвигателей, работающих на два винта изменяемых шага.

Поиск подводных лодок предполагается вести в специальном малошумном режиме на двух 12-цилиндровых дизель-генераторах MAN 12V175D, установленных на специальных амортизированных платформах на двойных упругих опорах в звуконепроницаемых кожухах. При обычном патрулировании сдвоенные гребные винты регулируемого шага с ледовым усилением приводятся в движение электрическими маршевыми двигателями. Максимальную скорость обеспечивает газовая турбина General Electric LM2500, работающая на оба гребных вала через общий редуктор. Для маневрирования на малых скоростях корабли оснащены двумя носовыми подруливающими устройствами.

Скорость полного хода корветов должна составить 26 узлов, дальность плавания экономическим ходом 3500 миль, автономность 14 суток.

Корветы будут вооружены восемью новыми израильскими дозвуковыми противокорабельными ракетами IAI Gabriel Mk 5 («Габриэль-5»), а также 32 зенитных управляемых ракет средней дальности RTX ESSM Block 2 (Raytheon RIM-162 Evolved Seasparrow Missile (ESSM) Block 2), для запуска которых используются восемь вертикальных пусковых установок Mk 41.

ESSM Block 2 компании Raytheon. (ВМС США)
ESSM Block 2 компании Raytheon. (ВМС США)
«Габриэль-5»
«Габриэль-5»
ПУ  «Габриэль-5» на корвете «Ханит» типа «Саар-5»
ПУ «Габриэль-5» на корвете «Ханит» типа «Саар-5»

Последняя версия ПКР с усовершенствованной активной многоспектральной ГСН компании Israel Aerospace Industries, была выбрана из ряда претендентов ( Naval Strike Missile компании Kongsberg, Exocet компании MBDA, Harpoon компании Boeing и RBS15 компании Saab). Финны приняли комплекс на вооружение под обозначением PTO 2020 (Pintatorjuntaohjus 2020, ракета надводной обороны"). Утверждается, что дальность действия составляет от 200 до 400 км.

ЗУР финны приняли на вооружение под маркировкой ITO 20 (Ilmatorjuntaohjus 20).

Артиллерия представлена одной 57-мм универсальной артиллерийской установкой Bofors Mk 3 (сняты с ракетных катеров типа «Хамина» в ходе модернизации) и двумя дистанционно управляемыми установками Saab Trackfire RWX (скорее всего, с 12,7-мм пулеметами). Еще четыре пусковые установки Rheinmetall Multi Ammunition Softkill System (MASS) предназначены для запуска ложных целей.

Корветы также оснащены торпедными аппаратами для 400-мм легких противолодочных торпед Saab Tp 47 и двумя парами минных рельсов на 100 мин типа РВ 17. На каждом корвете обеспечено постоянное базирование среднего вертолета в ангаре.

Корветы будут оснащены современной электроникой, в основном производства шведской группы Saab AB - АСБУ 9LV, РЛС общего обнаружения Sea Giraffe 4A FF (с неподвижными антеннами АФАР в интегрированной мачте) и трёхкоординатные радары ближнего действия Sea Giraffe 1X, две системы управления огнем CEROS 200. Корабли получат интегрированную систему связи TactiCall и систему лазерного предупреждения.

Кроме Saab в конкурсе участвовали Lockheed Martin Canada и Atlas Elektronik.

Корабль будет иметь усиленное гидроакустическое вооружение, включая буксируемую легкую активно-пассивную ГАС Patria Sonac DTS (активный гидролокатор переменной глубины и пассивная буксируемая приемная решетка), подкильную активную ГАС Kongsberg SS2030 и активную опускаемую (легкую погружную) ГАС Kongsberg SD9500.

Будут установлены также развитые средства радиотехнической разведки и РЭБ.

-16

Очевидно, что Финляндия глубоко интегрировалась в НАТО задолго до официального вступления в 2023 году. Для нас это вновь официальный потенциальный противник на северном ТВД, как и ранее. Главное, сделать выводы из неудачной попытки послевоенного замирения. Не работает.


Теперь и телеграмм-канал !

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам