Современная развивающая концепция профориентации, предполагающая профессионально-личностное развитие человека на протяжении всей жизни, включает не только профессиональное самоопределение и профессиональную адаптацию молодёжи, но и профессиональную ориентацию взрослых, т.е. людей, по какой-то причине не удовлетворенных ранее сделанным профессиональным выбором или же потерявших возможность работать по прежней специальности.
Термин "профориентация" чаще всего ассоциируется с образовательными организациями, со школьниками. Но наши реалии: мобильность социума, поливариантность выборов, размывание коммуникационных границ, делают все более привычными профориентационные и профадаптационные запросы людей всех возрастов и уровней образованности.
Из пяти стадий профессионального становления личности (Е.М. Дорожкин, Э.Ф. Зеер) две относятся к детскому и подростковому периодам. Это стадия аморфной оптации (зарождение профессионально-ориентированных интересов у детей) и стадия профессиональной подготовки, обучения. Нас интересуют в рамках этой статьи стадия профессиональной адаптации (первые годы в профессии), стадия первичной профессионализации, становления специалиста и стадия акмепрофессионализма, т.е. высший уровень.
С чем приходится сталкиваться в консультативной практике? По каким причинам люди не могут перейти от одной стадии к другой? Я решила классифицировать запросы клиентов (взрослых людей, имеющих проблемы в профессиональной самореализации) по очень условным и субьективным критериям в творческом подходе.
"Борьба с ветряными мельницами" - слоган первой группы запросов. Ветряные мельницы в этом случае - символы зла, несправедливости, неблагодарности и непонятости. Бессмысленность борьбы с ними очевидна, но отказаться человек не может, его питает энергия протеста. Смысл борьбы в самой борьбе. Причины такого настроя у каждого человека свои: личностные особенности, родительские запреты, трансгенерационные переносы и многое другое. Уверена, что карьера в постоянных "военных действиях" складывается трудно.
Запросы следующей группы я обобщила слоганом "Лучшее - враг хорошего!".
Столько уже говорилось про перфекционизм, что у меня сложилось убеждение: "О влиянии перфекционизма на успешность знают все". Убеждение ложное, судя по результатам практики. Велика группа людей, испытывающих сложности в профессиональном продвижении из-за своих перфекционистских установок.
Люблю я правило "Все, что ты задумал сделать, нужно сделать хорошо". Но акцент предпочитаю ставить на слове "хорошо". Не лучше всех, не отлично, а именно хорошо, достаточно хорошо.
Слышали когда-нибудь утверждение, что самыми успешными в жизни оказываются троечники, потому что не боятся ошибаться, адекватно принимают критику и умеют концентрироваться на главном? Отличникам сложнее. Всегда и во всем быть лучшим невозможно. А если такая установка в личности присутствует, то проблем не избежать.
Третью группу запросов размещаю под слоганом "ПОТОМ - самый короткий путь в НИКОГДА".
Вы поняли, что это о прокрастинации? Слово очень "модное", судя по количеству и разнообразию произведений на тему откладывания на потом: от научных статей до рэпа.
Оправдания своей бездеятельности разнообразны, например:
- сделать лучше всех не могу, сначала надо научиться, а потом делать;
- умом понимаю, что надо, но совсем не хочу, поэтому жду вдохновения;
- а почему я? Я маленький, слабенький, глупенький... Мне страшно... Подожду, а вдруг кто-то сильный и умный найдется.
Возможно, вы свою прокрастинацию оправдываете какими-то другими словами. И часто бываете правы. Отложить дела иногда нужно и полезно. Но я говорю о прокрастинации как образе жизни. И в этом случае она негативно влияет на профессиональное становление.
Я внесла в свою классификацию три группы причин профессиональной нереализованности, но их, конечно, больше. Размышления можно будет продолжить. В заключении этой статьи озвучу два основных принципа, лежащих в основе успешной профессиональной стратегии:
- осознавание собственных возможностей и способностей;
- понимание требований, рисков и перспектив профессии.
Желаю вам успехов в выборе и освоении профессии, в карьере и самореализации!
Автор: Ирина Леготина
Психолог, Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru