Чем удивил новый симулятор управления королевством
Давным-давно доказано, что для создания необычной игры необязательно иметь бюджет в сотни миллионов долларов. Если у разработчиков есть интересная идея и энтузиазм, вполне реально обойтись меньшей суммой. Так, как это сделала студия Long Jaunt, выпустившая симулятор Norland. Но стоит ли он вашего внимания? Давайте разбираться.
От раздоров к единству
Пока игра находится на стадии раннего доступа, и реализованы далеко не все планы. Но даже сейчас в ней нескучно. Очень уж интересные истории развиваются в крошечном королевстве, попавшем в ваши руки.
Здешний мир – это альтернативное Средневековье. Империя, контролировавшая континент, распалась. Некогда единое государство разделилось на мелкие провинции-королевства, спорящие друг с другом за землю и власть. Единственным, что их скрепляет, осталась церковь.
Она попыталась остановить или хотя бы ограничить бесконечные войны и связала бывшие части империи своими караванами. Но такой контроль не может быть вечным. Пришло время одному из правящих знатных домов возвыситься над остальными. Тут-то в виртуальной вселенной и появляетесь вы.
Наша главная цель – воссоздать единое государство. В любом из двух форматов – союза свободных городов или деспотической монархии, ради чего придется налаживать экономику и заботиться о людях. Да, Norland это не столько стратегия про политику и войны, сколько градостроительный симулятор.
Внимательные геймеры наверняка заметят в ней немало схожего с Rimworld и Dwarf Fortress. Ведь лозунг «проигрывать весело» прекрасно ей подходит. А еще Norland напоминает Crusader Kings, благодаря управлению собственной династией. И простенькие RPG за счет набора характеристик и перков персонажей, приобретаемых как при рождении, так и в дальнейшей жизни.
Ненавижу брюкву!
Перед каждой партией нужно выбрать стартовую провинцию, настроить набор ресурсов и другие важные для прохождения моменты. После чего вы оказываетесь на карте провинции, где живут крестьяне и члены дворянской семьи. Нетрудно догадаться, что первые будут работать на полях и производствах. А вторые – управлять. Но схема управления в Norland нетипичная.
Здесь мало построить лесопилку или пивоварню. Надо еще и прикрепить к ней лорда (или леди), раздающего ценные указания. Ведь без приказа селяне и бровью не шевельнут. Более того, каждые три дня приказы надо обновлять. К счастью, это делается уже не вручную.
Вот тут-то и всплывает основная проблема игры. Слотов для дворян у нас всего пять. Когда городок разрастется, станет ясно, насколько это мало. Ведь у представителей элиты есть ограничение на количество управляемых ими зданий. Лимит можно увеличить за счет канцелярии. Но долго содержать эту безумно прожорливую в плане ресурсов постройку практически нереально.
А теперь представьте, что вы создали эффективную экономику. Люди всем довольны, и со всех краев континента толпами сбегаются иммигранты. Которым требуется еда, алкоголь, жилье, работа и защита от врагов и преступников. Зданий становится все больше, и скоро ими уже некому управлять. Да, можно ограничить миграцию. Тем самым остановив и развитие города. Спрашивается, зачем авторы загоняют нас в такой тупик?
Построить же работающую экономику вполне реально. Достаточно разобраться в простых производственных цепочках. Что сложного в том, чтобы вырастить рожь и хмель, а потом превратить их на пивоварне в пенный напиток? Или в налаживании производства самогона из брюквы?
С брюквой, кстати, связана занятная история. Мало того, что крестьяне, и тем более дворяне, воротят от нее нос, постоянно жалуясь на плохое питание и мерзкий вкус алкоголя. Но такая еда даже приводит к брюквенному тифу! В медицинских энциклопедиях эту болезнь не ищите. Она есть только в игре, но может привести к смертельному исходу! Что вынуждает нас искать альтернативу нелюбимому овощу.
Казнить нельзя помиловать
Да и вообще Norland постоянно подталкивает развивать свой город. Не хватает места для молитв – и вы строите храм. Плодятся воришки – сооружаете эшафот. Активизируются лесные бандиты или агрессивные соседи – создаете армию. Схема для аналогичных стратегий стандартная, но с одним нюансом.
Технологии здесь развиваются странным способом. Чтобы засеять, например, ржаное поле, надо изучить соответствующую книгу. Хорошо, если кто-то из лордов ее уже читал и разбирается в теме. Если же нет, остается ждать, пока придет торговый караван. И надеяться, что в списке товаров найдется нужный фолиант.
Но самое печальное в другом: дворянин, знакомый с производством инструментов (или любой другой темой), умрет. Неважно, от старости, болезни или вражеского копья. Важнее другое – если «секретной технологией» владел только он, придется изучать ее заново! Видимо, крестьяне настолько тупы, что без команды тут же забывают рецепт изготовления инструментов. Даже если делали их десятки лет.
К счастью, знания можно скопировать в новую книгу. Но это занимает порядочно времени. Особенно если знаток регулярно отвлекается на другие дела вроде раздачи указаний, командования армией, зарубежных поездок и флирта. Так что просиживание штанов в библиотеке лишь усугубляет нехватку дворян.
Это какая-то «Санта-Барбара»
Часть времени лорды и леди тратят на личную жизнь. Романтические и не очень отношения – одна из забавных особенностей Norland. У высшего класса есть не только полезные характеристики вроде управления или торговли, но и различные желания, например, подарков или секса. Да, вы можете пытаться корректировать их вручную. И даже довести дело до свадьбы. Но дальше что-то обязательно пойдет не по плану.
Например, в моей первой партии все стартовые персонажи получили черту «Похотливый». Ничем хорошим это не закончилось. Король перепробовал всех крестьянок в округе. Обиженная королева переспала с его братом и заезжими гостями. Брат, кстати, остался доволен, а вот монарх разозлился. Дело дошло до бунта и чуть не закончилось крахом страны.
По Сети бродят десятки аналогичных историй вроде рассказа о трех сестрах, у каждой из которых было по пять отпрысков. И все от одного простолюдина, которого в постель завлекали подарками. После пятнадцатого ребенка многодетный отец сбежал — то ли посчитал себя достаточно богатым, то ли устал быть аналогом султана из «Кавказской пленницы».
Неприятности случаются не только из-за любви. Развяжите много агрессивных войн, управляя королевством фанатиков, и народ обязательно взбунтуется. А мать-церковь, не одобряющая завоеваний, пришлет «в гости» инквизицию. Игнорируйте просьбы дворян о подарках, и они откажутся работать. Или сбегут к соседям, обрушив экономику.
Далеко не всегда понятно, почему события пошли именно так. Еще вчера король с епископом дружили и постоянно общались. А сегодня они внезапно разругались и готовы схватиться за ножи. Да, в описании персонажей укажут, что один оскорбил другого. Вот только зачем он это сделал, игра не сообщит.
Самое печальное, что силой элиту не приструнишь. Как послать на плаху человека, из которого вы годами растили опытного генерала или торговца? Ведь замену ему быстро не найти. Пришлые лорды, готовые наняться, крайне редко имеют подходящие навыки. А дети вырастают не сразу. Вот и приходится терпеть постоянные конфликты и интриги.
К тому же лорды нужны и на международной арене тоже. Дипломатических опций тут немало: совместные охоты, соблазнения, тайные операции, всяческие договоры, вымогательство денег, династические браки… Рядовой гонец-крестьянин справится не с каждой задачей. Приходится отправлять в долгий путь дворянина, а то и короля, что только ухудшает ситуацию с недостатком управленцев. Ведь пока персонаж где-то гуляет, он не может ничего делать дома.
Вдобавок нехватка мест при дворе не дает сформировать даже три полноценных пары. Получается, что кто-то будет страдать без жены и постоянно подкатывать к чужим. С понятными последствиями. Ох уж это озабоченное Средневековье…
Маловато будет?
Из-за раннего доступа многие механики в Norland не внедрены или не доработаны. И через пять-шесть партий она надоедает. Потому что успеешь увидеть все или почти все. Скажем, кризис пока только один – нашествие орды. И оно всегда начинается в одной и той же точке карты. Это вам не Stellaris, где кризисы регулярно преподносят сюрпризы.
Войны тоже не радуют разнообразием. Самое важное – снарядить солдат самыми лучшими доспехами и оружием. В итоге десяток рыцарей разделает под орех 30-40 противников.
Сражения можно поставить на авторасчет или управлять бойцами лично в реальном времени. Но «управлять» – это громко сказано. Никаких изысков в тактике нет. Да, можно прикрывать лучников, но таких настроек здесь кот наплакал.
Зато в игре есть ряд особенностей, открывающихся не сразу. Перепроизводство товаров, как и положено, приводит к падению цен. Покупка пленников у бандитов портит отношения с их бывшим королем. Прокачка навыков до высокого уровня открывают уникальные возможности. А отсутствие умных лордов компенсируется их похищением у соседей.
Интересные нюансы есть и во внутренней политике. Никто не мешает устроить государство религиозных фанатиков. Или развязать террор против чужаков, заслужив одобрение коренной нации. Или устраивать митинги, превращая граждан в лоялистов, согласных со всеми вашими решениями.
Отдельно отмечу русскую локализацию. Она выполнена на высоком уровне, и огрехи встречаются редко. А главное, они не влияют на понимание текста. Ведь нетрудно догадаться, что «палица» и «булава» – это один и тот же вид оружия.
Да, Norland еще не доросла до уровня Rimworld или Dwarf Fortress. И находится в самом начале пути, ведь номер текущей версии всего 0.39. Надеюсь, энтузиазм авторов не остынет, они доработают старые механики и добавят новые. И создадут инструменты для модификаций. В конце концов, для той же Rimworld именно моды стали одним из слагаемых успеха.
А пока мы имеем добротную игру по демократичной цене. В которой можно провести несколько недель, постоянно открывая что-то интересное. И создавая все новые и новые истории о маленьком королевстве, полном больших страстей.