На что способен 18-летний студент художественного училища? Может ли он создать великое произведение искусства?
В 1113-м году, рисуя экзаменационную работу для Императорской Художественной Академии, юный Ван Симэн создал произведение, которое вошло в десятку самых известных шедевров китайской живописи, пейзажный свиток под названием «Горы и воды на тысячу ли», также его название переводят как «Тысяча миль рек и гор». Он является одним из самых больших художественных произведений китайской живописи - длина свитка составляет двенадцать метров.
Император Хуэйцзун, покровитель Художественной Академии, сам был художником, знатоком и ценителем искусства и принимал активное участие в деятельности учебного заведения. Возможно, что Ван Симэн творил под его непосредственным руководством.
В те времена в моде был монохромный пейзаж с туманными нечеткими очертаниями. «Горы и воды в тысячу ли», напротив, были написаны в детальном стиле Гунби, отдавая дань более древним художникам. Сине-зеленая техника изображения гор контрастно выделялась на фоне охры, создающей свечение, подчеркивающее аристократизм и изысканность свитка. Следуя канонам стиля Гунби, художник тщательно прорисовал не только фактуру гор и рябь на поверхности воды, но и самые мельчайшие детали пейзажа.
Огромный двенадцатиметровый свиток невозможно рассматривать так, как мы привыкли рассматривать картины. С большого расстояния не видно деталей картины, а при близком рассмотрении перестаешь чувствовать масштаб произведения. Свиток нужно читать, разворачивая его справа налево и прокручивая сцену за сценой. Только так получится совершить настоящее путешествие по фантастическим горам и рекам Ван Симэна, погрузиться в атмосферу и прочесть произведение автора как увлекательную книгу.
Путешествуя по «Горам и водам», вы побываете в рыбацкой деревне и на рынке, погостите в красивых павильонах и коттеджах с соломенными крышами, пройдетесь по извилистым горным тропам, а с пересекающего бурную реку моста сможете полюбоваться на водяную мельницу. Вам откроются сцены рыбалки и катаний на лодках, походов на рынок и в горы, игр и прогулок местных жителей. Разглядеть в деталях можно не только людей и постройки, но и огромное разнообразие деревьев и растений, птиц и зверей. Все персонажи и сцены на свитке прописаны невероятно подробно и реалистично.
Но люди и их мелкая суета призваны лишь подчеркнуть масштаб и величие пейзажа, так как самыми главными героями этого произведения все же являются горы и воды. Бурлящие водопады, водяная рябь рек и озер, подвижность и переменчивость воды контрастно выделяют монументальность, несокрушимость и бесконечность горной гряды, которая не только растягивается на всю длину огромного свитка, но и уходит вдаль, растворяясь в охристом фоне картины.
Ван Симэну удалось на отрезе шелка, соединив старинный сине-зеленый стиль, реалистичный рисунок и светящуюся золотистую атмосферу, написать поэтичное и в то же время очень зрелищное повествование, которое не смогли по достоинству оценить его современники. Но спустя сотни лет его свиток занимает центральное место в музее главного дворцового комплекса китайских императоров в «Запретном городе» Гугун в Пекине.
P.S. Друзья, если вы только знакомитесь с китайской живописью, супер-полезной для вас будет моя статья: 4 сокровища, 4 стиля, 4 благородных традиционной китайской живописи
Там все об основных традициях, понятиях, названиях. В общем, о том, что обязательно нужно разложить по полочкам, чтобы продолжить вникать в тему. Текста много, но читается, надеюсь, легко. Рекомендую :)
И конечно, буду благодарен за лайк и подписку! До встречи в Дзен!