Найти тему
Die Kleine Insterburg

Инстербург после боёв 1945 года

"Сегодня хотел бы поделиться двумя воспоминаниями, сделанными разными людьми в разное время, с разрывом в 45 лет. Это воспоминания жителей Инстербурга о том, каким запомнился им их родной город по окончании войны. Первые из них, касающиеся 1946 года, довольно рваные. Очевидцы выхватывают из своей памяти отдельные куски того кошмара, в который превратился Инстербург после бомбёжек и январских боёв 1945 года. Вторые уже более взвешенные и вдумчивые, поскольку представляют собой отчёт умудрённого жизнью человека о посещении им родного гнезда спустя долгие десятилетия разлуки с оным. Важно отметить, что пишет он на одном дыхании, одним абзацем, боясь разорвать ту призрачную нить, что соединяет его с тем самым Инстербургом, что остался в далёком 1945 году.

P.S. Всю отсебятину, включая точные адреса и другие примечания, как обычно привел в скобках курсивом". - Е.С.

Перевод, комментарии и иллюстрации - Евгений А. Стюарт (Eugene A. Stewart)

1946

Наш соотечественник Дитлиф Кох (наследник владельца магазина колониальных товаров Германна-Августа Коха, бывшего на углу Цигель/Кёнигсбергерштрассе в Инстербурге), ныне проживающий в Киле, получил от своих знакомых отчёт о том, как выглядел Инстербург в 1946 году. Имена авторов (а их двое), к сожалению, остались неизвестны. Их повествование, по существу, соответствует тому, о чём уже рассказывали другие очевидцы. Однако оно настолько интересно, что его не стоит от вас утаивать.

Первомайская демонстрация 1947 года. На заднем плане видны руины железнодорожного вокзала, а слева здания Вокзального отеля (Bahnhofshotel).
Первомайская демонстрация 1947 года. На заднем плане видны руины железнодорожного вокзала, а слева здания Вокзального отеля (Bahnhofshotel).

Железнодорожный вокзал, а точнее его главное здание, сильно повреждён. Движение поездов через станцию продолжается. До Инстербурга идёт немецкая железнодорожная колея, а дальше проложена уже русская. Административный и служебный корпуса, что находятся справа и слева от здания вокзала, внешне не повреждены и имеют все признаки жизни (они, как раз, и сохранились до настоящего времени - Е.С.). Все городские кирхи и школы внешне совершенно целые. Лютеркирха превращена в военный госпиталь. Оба пасторских дома Нитца и Радтке на месте и пригодны для жилья. Новая больница на Торнерштрассе (ныне ул. Московская - Е.С.)находится в рабочем состоянии и обслуживает гражданских пациентов. И хотя персонал там частично немецкий, весь надзор осуществляется русскими.

Альтер Маркт полностью разрушена. Пешеходный мост через Ангерапп невредим, как и большой автомобильный мост. Газовый завод уничтожен. Гидротехнические сооружения, временно введённые в эксплуатацию в аварийном режиме, зимой снова позамерзали. На водоканале работает наш земляк Циманн, бывший ранее начальником станции очистки сточных вод. Городской зал и Рыночный зал на месте. Гинденбургштрассе, за исключением 15 домов, вся лежит в руинах. В пригодных для жилья зданиях живут русские и другие пришлые семьи. Вся мебель и предметы домашнего обихода собраны в Рыночном зале, где пришлым выдают то, что им требуется. Скотобойня работает на нужды красноармейцев и их семей.

Гумбинненское шоссе. Слева руины Вокзального отеля.
Гумбинненское шоссе. Слева руины Вокзального отеля.

К югу от скотобойни, со стороны реки, идёт бойкая торговля. Оставшиеся на родине соотечественники приносят туда свою одежду и прочие вещи, обменивая их на падаль и требуху.

Зирштрассе (ныне западная часть ул. Калининградская - Е.С.)полностью разрушена, в отличие от Августаштрассе (ныне ул. Курчатова - Е.С.), которая по большей части сохранилась. Много чего уцелело и на Луизенштрассе (ныне ул. Тельмана - Е.С.). Артиллерийские казармы, что возле госпиталя (на нынешней ул. Тухачевского - Е.С.), заселены красноармейцами и их семьями. На Театрштрассе (ныне ул. Л.Толстого - Е.С.) стоят дома Сейденберга (Театрштрассе #16) и Лутата (Август Лутат владел несколькими домами на Театрштрассе, а потому непонятно, какой или какие из них по состоянию на 1946 год уцелели — Е.С.). Дом Крёна (Театрштрассе #7) сильно повреждён. Напротив него, в старых маленьких домиках, до сих пор покоятся трупы наших соотечественников. Составитель сего лично был там и видел это.

Вид на Гинденбургштрассе в сторону железнодорожного вокзала сразу после январского штурма города. Перекрёсток с Форхештрассе (ныне ул. Калинина).
Вид на Гинденбургштрассе в сторону железнодорожного вокзала сразу после январского штурма города. Перекрёсток с Форхештрассе (ныне ул. Калинина).

Старый замок сгорел, как и здание суда. Цигельштрассе (ныне ул. Победы- Е.С.) практически полностью разрушена, но Меланхтонская кирха уцелела. От здания Армии Спасения остался один лишь фронтон. Капелла Альбрехта на Альбрехтштрассе (ныне ул. Суворова - Е.С.) сгорела. Большая часть Иммельманштрассе (ныне часть ул. Победы к югу от железной дороги - Е.С.) в руинах. Реформаторская кирха сгорела (на самом деле была лишь повреждена - Е.С.). Казармы уцелели, кроме пехотной казармы на Герингштрассе (бывшей Казерненштрассе, ныне ул. Гагарина — Е.С.), которая полностью разрушена.

Дома на Торнерштрассе (ул. Московская - Е.С.), Мемелерштрассе (ул. Разина - Е.С.)и Данцигерштрассе (ул. Пушкина - Е.С.) сильно не пострадали и заселены русскими. Продуктовый магазин Гудата на углу Данцигерштрассе и Мемелерштрассе повреждён.

22 января 1945 года. Горящая Альтер Маркт.
22 января 1945 года. Горящая Альтер Маркт.

Казармы вермахта на Данцигерштрассе превращены в лазарет. Бараки заняты немецкими женщинами, страдающими венерическими заболеваниями. Линденштрассе (ул. Парковая - Е.С.) полностью разрушена и огорожена. Она вся по колено заросла бурьяном. «Тиволи» не повреждён и используется в качестве лазарета. Здание старой больницы (впоследствии комендатура на Беловштрассе, ныне ул. Спортивной - Е.С.) уцелело и используется в в качестве служебного здания. У входа в овраги (дорога ведущая вниз к стадиону — Е.С.), в левой части Беловштрассе, разбито большое поле, предназначенное под кладбище героев Красной армии. Стадион сохранился и им пользуются. Разрушен ресторан стадиона, а также теннисные корты и постройки напротив.

Здание новой ратуши на Форхештрассе (ул. Калинина - Е.С.) не пострадало. Средняя школа для девушек и гимназия на Форхештрассе уцелели (странно, учитывая то, что здание гимназии сгорело в 1942 году и было восстановлено лишь спустя многие годы — Е.С.) и теперь являются административными. В доме Лангманна (Форхештрассе #12) разместилась полиция (так в оригинале — Е.С.) и медицинский пункт. Дом Спарманна (Форхештрассе #16) сохранился. Жилые дома на Нойер Маркт (пл. Театральная - Е.С.) разрушены. Пекарня Гардайна (Нойер Маркт #4), фотоателье Яхманна (Нойер Маркт #5) и прочие уничтожены. Туннель не пострадал. Вокзал узкоколейки сохранился.

Парад красной армии на Альтер Маркт.
Парад красной армии на Альтер Маркт.

Посёлок Шприндт сохранился довольно неплохо и частично заселён представителями ГПУ (имеется ввиду НКВД - Е.С.). Места, куда соотечественников доставляют на допросы и арест, обнесены высокой и плотной колючей проволокой.

Кирха в Шприндте уцелела. Дачные домики в направлении Люксенберга на своём месте и летом заселяются русскими семьями. Шприндт уцелел от разрушения. Лишь несколько домов там сгорели или получили повреждения. Сахарный заводик и старое здание справа от въезда в посёлок сгорели. Первый постоялый двор по левую руку разрушен, как и владения коммерсантов Фридриха Рапуде (Бисмаркштрассе #104) и Поля Марвински (Бисмаркштрассе #120). Вилла Пфальцграф сгорела дотла. В целом город разрушен на 50 процентов. Поля не вспаханы и всё заросло сорняками. Часть картофеля урожая 1944 года всё ещё лежит в земле.

СПУСТЯ 45 ЛЕТ…

"А это отчёт о поездке в свой родной город Марка Шнайдера, которая у него состоялась после падения Железного занавеса в 1990 году" - Е.С.

Автор - Марк Шнайдер (Mark Schneider)

Сегодня я бы хотел поговорить о своей поездке в Инстербург. Да, я побывал дома. Но как он выглядит? Печально, ох печально!

-6

От Георгенбурга, что на севере, по мосту через Инстер и Прегель (имеется ввиду Ангерапп - Е.С.), все осталось прежним. А вот Театрштрассе (ул. Л.Толстого - Е.С.) совершенно изменилась. Старый замок покоится в руинах, Замковый пруд весь замусорен. Дальше следует Альтер Маркт (пл. Ленина - Е.С.). Здесь не сохранилось ни одного дома, ни магазина. Лютеркирхи как не бывало, школы Йордана тоже. Исчезло всё, осталось лишь большое пустое пространство. Неподалёку от въезда на Кёнигсбергерштрассе (восточная часть ул. Калининградской - Е.С.) стоит памятник Ленину с многочисленными флагштоками по обеим его сторонам. Гинденбургштрассе (ул. Ленина - Е.С.) едва узнаваема. Новые здания, «кирпичи из кирпича», серые и бесцветные, чередуются со старыми домами, которые уже обветшали и разрушаются. Мостовая — наш ипподром— все еще существует, но как же она выглядит? Никаких магазинов с красивыми вывесками. Напротив дома Волленшлагера, газетной редакции (ныне гостиница «Кочар» - Е.С.), все пусто. Финансовое управление и Католическая кирха на месте. Таким образом я иду на вокзал. В мыслях я частично в прошлом, мои же глаза видят настоящее, мои ноги ступают по старым знакомым камням. Где я? В Инстербурге или Черняховске? Вокзал находится где и прежде, но весь какой-то другой. По крайней мере полностью изменился его фасад. На высоком постаменте, между Гинденбургштрассе и вокзалом, стоит большой памятник. Черняховский взирает на город, который был нашим Инстербургом. Долго я смотрел на этот монумент. Красивый мужчина размером с целый поезд. По его приказу город стал таким. Сам вокзал похож, но другой и очень, очень грязный. Из туалетов плохо пахнет, на полу мусор. Люди, которые там задерживаются в ожидании поезда, одеты в серую одежду. При них багаж из старых картонных сумок и полиэтиленовых пакетов. Вот я уже стою на платформе. Железнодорожные пути не изменились. Лестница и подземный переход тоже. Долго я стоял и смотрел в сторону Кёнигсберга. Отсюда, с этой платформы я уехал в 1945 году и с тех пор не возвращался! До сего дня, в июле 1990 года. Таким образом мои мысли вращаются вокруг прошлого и пережитого. Вокруг людей, которых я знал, с кем жил и работал. Где они теперь? Время поджимало и я пошел дальше. По Вильгельмштрассе (ул. Пионерская - Е.С.) мимо школы Домоводства (Гимназия №2) и Реформаторской кирхи, к почте. Здание почты стоит, однако иначе используется (ныне баня). Нынешняя почта располагается в средней школе для девушек им. Фриды Юнг. Напротив стоит здание Райффайзен-банка. Оно сохранилось, но пустует. Выглядит почти как раньше, только облупилось и серое, как и все вокруг. Я уже хотел было войти, но не решился. Не хотелось привлекать к себе внимание или того хуже. Форхештрассе (ул. Калинина - Е.С.) вместе со зданиями Городского совета, Муниципалитета, и ресторана «Ратскеллер» все еще существует. Ульменплац получила новый сквер. Лестница в «Ратскеллер» сохранилась, вход же изменился, а само помещение используется, как и при нас, в качестве трактира или нечто подобного. Ливень прервал моё путешествие. Крыльцо на углу Форхештрассе и Вильгельмштрассе (имеется ввиду дом Шмидта, ныне дом №1 по ул. Пионерская - Е.С.) спасло меня. Я мирно постоял здесь с русскими, которые также укрывались от непогоды. Затем я двинулся по Кёнигсбергерштрассе придя к мосту через Замковый и Гавенский пруды. Мост показался мне не изменившимся, хотя не хватало ведущей в парк лестницы. На ее месте большая дыра и кусты. Посмотрев направо и налево наблюдаю лишь одичалую местность. Старого ландшафтного парка больше не существует; под мостом все еще частично наличествует плотина, но она естественно неисправна. Также отсутствуют дома на Кёнигсбергерштрассе. Их место заняли простые серые новостройки. Районный суд прямо передо мной (более известный сегодня как "Гестапо" - Е.С.). Его легко узнать несмотря на небольшие изменения. Уходящая вправо Герихтштрассе (ул. Дачная - Е.С.) перегорожена большой свежей насыпью. По левую руку Цигельштрассе (ул. Победы - Е.С.), а прямо Зирштрассе (ул. Калининградская от моста в сторону Калининграда - Е.С.). Если бы я точно не знал, что это Зирштрассе, то не узнал бы ее. Мои глаза начинают искать какой-нибудь ориентир. Справа и слева простые однообразные новостройки. Ничего не напоминает о былом. С правой стороны я узнаю два старых дома. Уланенштрассе (ул. Чайковского - Е.С.) приводит меня к казармам, выглядящим без изменений. Покинув эту улицу, пытаюсь определить место, где стояли дома под номерами 9 и 10 по Зирштрассе. Натыкаюсь на фасад нового здания. Немного дальше, примерно там, где стояли дома 17 или 20 проход, а точнее протоптанная дорожка ведущая к Шёнштрассе (ныне не существует - Е.С.). Пытаюсь разыскать там что-то знакомое. Ничего! Последние дома на Шёнштрассе еще стоят. Также старые здания еще присутствуют на Георг-Фридрихштрассе и на Пульверштрассе (в районе переулков Победы - Е.С.). Я возвращаюсь на Зирштрассе. Грустный и разочарованный я иду по улице. Даже старый тротуар разобран и заменен на новый. Далее иду в направлении Кёнигсберга. Тротуар заменен совсем недавно и по левой стороне посажены молодые деревца. Зирштрассе больше не существует, теперь здесь новая улица. По Цигельштрассе я пытаюсь добраться до Городского парка. Все перегорожено новостройками, земляными насыпями и заборами. Тейхгассе больше не существует. Меланхтонская кирха исчезла. На этом месте деревянный забор. Через щель я смог разглядеть остатки ее нижнего яруса. На его основании построено скучное здание. Пройдя напротив и наискосок я все же смог попасть в парк. По крайней мере там я нашел старую, известную мне дорожку. В парке ведется активное строительство, уже построена детская площадка. Укрепляется русло ручья из Мельничного пруда. В Гавенском пруду ведутся земляные работы. Там, где стоял клубный дом виднеется какая-то новостройка. В парке сохранились старые дорожки, но изменений много. Прямо передо мной высокая лестница, ведущая к Нойер маркт (пл. Театральная). Как прекрасно, что она все еще существует! Медленно поднимаюсь по кривым и косым ступенькам, но это все еще та самая лестница. Как часто я ходил по ней и все мне здесь знакомо. Оглядываясь вокруг многое узнаю. Маленький мостик, дорожка, ведущая к Цигельштрассе, и другие ориентиры. Конечно кое-что изменилось и здесь. Теперь я на Нойер Маркт. Общественный дом (ныне Дом Офицеров - Е.С.) слева, а прямо, как и прежде, площадь и Рыночный зал. Лишь с правой стороны новые дома. Время было обеденное и людей на улице встречалось мало. К сожалению, я не вошел в Рыночный зал о чем сегодня очень сожалею. Но я еще хотел попасть на стадион. Водонапорная башня выглядит как и прежде. Овраги не изменились. Спортплощадка, это наш стадион. Вход несколько другой, а беговая дорожка заасфальтирована. Ресторан почти такой же. Немного другие, пожалуй, стали раздевалки и сидячие места. Теннисные корты исчезли, как и большие деревья слева от входа. Вокруг стадиона установлены перила и простые скамьи. Мои поиски театра под открытым небом не увенчались успехом. На поле шла игра в футбол. А сохранился ли бассейн? Я не осмелился подойти ближе и проверить. На месте театра под открытым небом я нашел одни лишь кусты, после чего сетчатый забор преградил мне дорогу. После 3-4 часов прогулки я постепенно утомился. Следующей моей целью должен был стать Арочный мост. Но сначала на автомобиле, я проехал вдоль Казерненштрассе (ул. Гагарина - Е.С.) до Нового кладбища. Казармы выглядели неизменными, но я не обнаружил Нового кладбища и сада Камней. Вероятно я плохо искал. Более удачливыми оказались поиски Старого кладбища. Но как же там оказалось страшно. Все могилы были вскрыты и разграблены. Повсюду разбросаны кости. Дорожки заросли кустарником. Надгробных камней и оградок больше нет. Я сумел найти один кусочек надгробия с несколькими буквами, но имени было не разобрать. В кладбищенской часовне царило какое-то оживление, но явно не в христианских целях. Теперь мой путь лежал к Арочному мосту. Мне еще столько всего хотелось увидеть. У старого замка стоит фундамент от конной статуи. Я вышел из машины и решил повнимательнее его рассмотреть. Надпись на нем разборчива, но могут ли местные жители ее прочитать? Они ведь знают только кириллицу. На Альтер Маркт, у въезда на Гинденбургштрассе, я снова покинул машину. Парковочных мест предостаточно, но на улице очень мало автомобилей. Троллейбусной линии более не существует. На том месте, где стояла Лютеркирха сохранились только арочные ворота, ведущие к лестнице и Арочному мосту. Он все еще существует! Как это здорово! Лестница и мост пострадали. Лестница перекошена, в выбоинах, так что нужно быть осторожным. Мост тоже пострадал, но он есть! Долго я стою на нем и вглядываюсь в воду, смотрю на береговую линию, и осматриваю окрестности. Здесь складывается ощущение, что время остановилось. Ангерапп течет тихо и безмятежно. Вода мне кажется более коричневой и грязной, но все остальное как прежде. Я перехожу по мосту на другую сторону. Протоптанная дорожка, как я теперь вспоминаю, всегда манила к прогулкам. Отсюда я могу лицезреть бывшую пивоварню. Здесь должны были быть садовые участки, но теперь я ничего не узнаю. Далее мой путь пролегает туда, где раньше было пляжное кафе. Теперь ничего этого нет. Проката лодок тоже нет. Вместо этого в нескольких местах с горы текут сточные воды. Я снова вижу стадион и поворачиваю назад. На обратном пути глаза ищут Лютеркирху. Напрасно, ибо её место пусто. Справа от него возникло новое высотное здание, которое со стороны Прегельштрассе (ул. Прегельная - Е.С.) представляет собой весьма необычное зрелище. Я устал и опустошен. Тем не менее я задержался еще на некоторое время на Арочном мосту. Бросив прощальный взгляд я вернулся к машине и быстро уехал.

Уехал из города, который был Инстербургом, который все еще остаётся Инстербургом или уже стал Черняховском. Большая печаль и разочарование постигли меня. Чего ты здесь хочешь, зачем ты приехал? Зачем отправился в дальний путь? Зачем беспокоился? Спустя несколько недель я снова еду туда! Я должен пройти еще множество дорог. Осталось еще немало улиц, мест, и много-много вещей, которые я хочу разыскать. Увидеть то, что еще не исчезло и то, что ушло.

Автор - Марк Шнайдер (Mark Schneider)

Перевод, комментарии и иллюстрации Евгений А. Стюарт (Eugene A. Stewart)

При перепечатке или копировании материала ссылка на данную страницу обязательна. С уважением, Е. А. Стюарт (Eugene A. Stewart)