Кувейт
ВВС Кувейта (KAF) насчитывает около 2500 офицеров и рядового состава и эксплуатирует около 100 самолетов. Что касается парка реактивных самолетов, KAF по-прежнему эксплуатирует около 32 самолетов Boeing F/A-18C/D Hornet из 32 F/A-18C и восьми F/A-18D, поставленных в 1992-93 годах.
Однако в сентябре 2015 года было объявлено, что Кувейт заказал 22 одноместных и шесть двухместных самолетов Tranche 3 Typhoon в рамках заказа, который выполняется на объектах Eurofighter в Казелле, Италия. Поставка этих самолетов началась в декабре 2021 года, а 9 февраля этого года Eurofighter подтвердила, что 15 из 28 заказанных самолетов уже доставлены. Как упоминалось ранее, KAF, наряду с QEAF, являются первыми пользователями радара ECRS Mk 0 AESA на своих Typhoon.
Тем временем в июне 2018 года Кувейт заказал 22 одноместных истребителя F/A-18E и шесть двухместных F/A-18F Block III Super Hornet, поставки которых были завершены в сентябре 2021 года, хотя пандемия COVID-19 в конечном итоге задержала их поставку в Кувейт.
Истребители Block III Super Hornet получат модернизированный радар Raytheon AN/APG-79 AESA, датчик IRST, установленные на плечах конформные топливные баки и новые усовершенствованные силовые установки F414-GE-400.
Таким образом, парк классических самолетов Hornet ВВС Кувейта в конечном итоге будет заменен двухтипными самолетами фронтовой авиации, состоящими из самолетов Block III Super Hornet и Tranche 3 Typhoon.
Оман
Королевские военно-воздушные силы Омана (RAFO) — это боеспособные и профессиональные военно-воздушные силы, традиционно закупающие западные типы самолетов.
Первоначально сформированные как Военно-воздушные силы Султана Омана (SOAF) при содействии Великобритании в 1959 году и изначально укомплектованные британским летным и наземным персоналом, силы были организованы по структуре, схожей с Королевскими ВВС Великобритании. В 1990 году SOAF были переименованы в Королевские военно-воздушные силы Омана.
Сегодня силы имеют численность около 4100 человек личного состава и эксплуатируют около 130 самолетов всех типов в 12 эскадрильях. Основные боевые самолеты RAFO включают девять одноместных и три двухместных истребителя Tranche 3 Eurofighter Typhoon, поставленных между 2017 и 2018 годами, и 23 истребителя Lockheed Martin F-16C/D Block 50/52+, поставленных с 2006 года (17 из 18 первоначально заказанных одноместных F-16C и шесть двухместных F-16D).
Чтобы гарантировать, что его флот F-16C/D останется жизнеспособной силой, Оман запросил ряд обновлений для самолетов, и в январе 2018 года Агентство по сотрудничеству в области безопасности и обороны США объявило, что Государственный департамент США одобрил иностранную военную продажу оборудования для радиоэлектронной борьбы и связи для самолетов на сумму 62 миллиона долларов США. Этот пакет включает в себя опознавательное оборудование Mode 5 «свой-чужой» (IFF) и защищенное коммуникационное оборудование, а также дополнительный оперативный профиль полета (OFP) и обновление программного обеспечения для планирования совместных миссий. Новое оборудование IFF поможет пилотам оманских F-16 достичь лучшей совместимости с платформами США и других союзников.
Бахрейн
Несмотря на ограниченность личного состава и самолетов, Королевские ВВС Бахрейна (RBAF) считаются хорошо обученными, способными силами, которые показали себя готовыми участвовать в региональных операциях по обеспечению безопасности. Они также выигрывают от того, что Бахрейн подписал соглашение о сотрудничестве в сфере обороны с Соединенными Штатами в 1991 году как «союзник, не входящий в НАТО», что означает, что в обмен на права базирования США RBAF имеет доступ к учебной поддержке в рамках Программы международного военного образования и обучения США, а также к финансированию через Программу финансирования иностранных военных сил США.
RBAF имеет боевой флот, состоящий из 17 самолетов Lockheed Martin F-16C, поставленных с 1990 года, и восьми самолетов F-5E, поставленных с 1985 года. Четыре учебных самолета F-16D и четыре самолета F-5F были поставлены одновременно с соответствующими одноместными самолетами. Контракт на 17 самолетов F-16 Block 70 был подписан в июне 2018 года, и изначально поставки должны были продолжаться до сентября 2023 года, но пандемия Covid-19 в конечном итоге нарушила этот график. Первый бахрейнский самолет F-16 Block 70 был официально передан на площадке Lockheed Martin в Гринвилле, Южная Каролина, 10 марта 2023 года, а поставка этого парка самолетов F-16 Block 70 в Бахрейн будет завершена в этом году. После получения самолетов F-16 Block 70 RBAF снимет с вооружения свои F-5.
F-16 Block 70 (а также модернизация F-16V) имеет возможности радар пятого поколения Northrop Grumman APG-83 AESA, а также новый дисплей с высоким разрешением Centre Pedestal Display (CPD), который предоставляет пилотам критически важные тактические изображения и позволяет им в полной мере использовать данные радара AESA и целеуказания. F-16 Block 70 также оснащен автоматической системой предотвращения столкновений с землей (Auto GCAS) компании Lockheed Martin, среди прочих усовершенствований.
Представитель Lockheed Martin сообщил ESD 7 февраля, что два самолета RBAF Block 70 F-16 в настоящее время находятся на авиабазе Эдвардс в Калифорнии для испытаний в составе 416-й летно-испытательной эскадрильи ВВС США перед поставкой в Бахрейн. Первый из них прибыл 28 марта 2023 года. RBAF также взяли на себя обязательство модернизировать свои существующие F-16C/D до стандарта F-16V, получив на это одобрение Госдепартамента США.
Будущие продажи
Наиболее вероятная перспектива для большего количества продаж истребителей в регион Персидского залива связана с требованием Saudi Future Fighter, при этом Eurofighter теперь, по-видимому, находится в выигрышном положении, учитывая, что немецкое вето на продажу Typhoon Королевству было смягчено. Помимо замены своих Tornado, RSAF также может захотеть заменить свои F-15C/D, и Typhoon является возможным кандидатом на оба этих требования. Первоначальная закупка Typhoon, оснащенных радаром ECRS Mk 0, может быть продолжена более поздней закупкой Typhoon, оснащенных радаром ECRS Mk 2, когда он станет доступен.
В то время как Dassault, несомненно, продолжит свою региональную кампанию с Rafale F4, источники Dassault признали, что в отношении Саудовской Аравии они подозревали, что интерес Саудовской Аравии к Rafale мог быть, по крайней мере, частично направлен на оказание давления на Eurofighter. Таким образом, Dassault может найти больше поддержки в Катаре с Rafale F4.
Тем временем Lockheed Martin все еще может обеспечить продажи модернизированных истребителей F-16 Block 70/F-16V, наиболее очевидно в Бахрейн, поскольку эмиратские F-16E/F уже оснащены радаром с АФАР.
Продажи истребителей пятого поколения в регион Персидского залива, очевидно, F-35, в ближайшей перспективе кажутся маловероятными, но один новый тип самолета, у которого есть потенциальные перспективы, — это Boeing F-15EX Eagle II. Хотя есть отдельные свидетельства того, что саудовские и катарские ВВС не были слишком впечатлены характеристиками своих нынешних F-15 при полной загрузке, Boeing возлагает надежды на F-15EX для будущих продаж в регион Персидского залива и в другие места.
Представитель Boeing сообщил 9 февраля 2024 года: «F-15EX вызывает интерес у множества международных клиентов, как существующих, так и потенциальных новых пользователей, поскольку военные стремятся модернизировать и обновить свои флоты и усилить структуры сил. Потенциальные клиенты по всему миру выиграют от инвестиций ВВС США в F-15EX и возможностей следующего поколения, которые он привносит в истребитель».
Самолет F-15EX был разработан для пополнения парка истребителей F-15C/D ВВС США из-за недостаточного количества самолетов пятого поколения F-22 на вооружении США.
Помимо пары улучшенных двигателей F110-GE-129, каждый из которых развивает тягу 131 кН на форсаже (по сравнению с 105,7 кН на форсаже у F-15E), F-15EX оснащен радаром Raytheon AN/APG-82(V)1 с АФАР, цифровой системой радиоэлектронной борьбы в виде пассивно-активной системы предупреждения и обеспечения живучести AN/ALQ-250 Eagle (EPAWSS), контейнером Legion IRST для лучшего обнаружения малозаметных угроз и имеет грузоподъемность 13 300 кг, что, по словам Boeing, дает ему «уникальную возможность нести 12 усовершенствованных ракет средней дальности класса «воздух-воздух» или другие крупные боеприпасы».
Самолет также оснащен системой LAD и может использовать систему наведения для применения оружия под большими углами отклонения от линии визирования, а также имеет открытую архитектуру систем, что облегчает потенциальную будущую модернизацию авионики.
Представитель Boeing сказал о возможностях будущих продаж компании ВВС Саудовской Аравии: «F-15EX добавит критически важные возможности ВВС Саудовской Аравии, поскольку страна стремится ускорить модернизацию своих вооруженных сил».
За последние несколько лет производители истребителей из стран за пределами Запада предпринимали попытки проникнуть в Персидский залив: в регионе продвигается китайский/пакистанский JF-17 Thunder, Korea Aerospace Industries продвигает свой KF-21 Boramae, а Turkish Aerospace разрабатывает свой национальный боевой самолет Kaan, который совершил свой первый полет 21 февраля 2024 года.
Однако наиболее вероятным представляется то, что ВВС стран Персидского залива продолжат использовать своих традиционных западных поставщиков истребителей, по крайней мере, в течение следующих нескольких лет.