Найти тему
Ваш Реставратор

Канал Москва-Волга

Так назывался проект по обводнению Москвы путём соединения её с верховьем реки Волги. Подготовку плана поручили московским организациям совместно с Госпланом и Наркомводом. Строительство оказалось, без всякого преувеличения, одним из самых глобальных в ХХ веке, и дало советскому народу новый транспортный и грузовой путь и питьевую воду жителям столицы.

Одной из памятных вещей оказались 19 фотокарточек, оформленных в коленкоровые папки разных цветов. Выходили они под грифом НКВД СССР и распространялись бесплатно. Три таких издания в трёх разных цветах пришли к нам на реставрацию.

Коленкор имеет свойство быстро загрязняться, а пятна на его поверхности смотрятся особенно неряшливо, что и видно на фото. Наша задача заключалась в том, чтобы привести в порядок издания и изготовить под каждую новые футляры.

В качестве материала для футляров мы взяли искусственную кожу тех же цветов, что и папки, оттиснили серебряной фольгой верхнюю крышку аналогично оригиналу и изготовили ложемент под размер каждого издания для надёжного хранения. Вынимаются книжечки с помощью шёлковой ленты в цвет футляра. Эти издания имеют огромную ценность для заказчика, и теперь они сохранятся на долгие годы.

Строительство канала Москва-Волга началось в конце 1932 года и длилось 4 года 8 месяцев. В кратчайшие сроки предстояло преодолеть 128 километров: от села Тушино близ Москвы до устья реки Дубны, впадающей в Волгу. У деревни Иваньково Волгу перегородили огромной плотиной, и вода, упираясь в неё и разливаясь, накапливается теперь в Московском море.

Часть воды круто поворачивает на юг, в русло канала, и взбирается дальше по «лестнице» на высоту десятиэтажного здания, чтобы пройти по широкому ровному участку и снова круто спуститься вниз по шлюзам до Москвы-реки.

Много тяжёлой техники было использовано при строительстве канала, но ещё больше было задействовано рабочей силы, причём невольной. Более 300 тысяч заключённых ГУЛАГа работали и отдавали свою жизнь на этой грандиозной стройке.