Найти в Дзене
Mishootka Gamer

«Сам виноват»: должны ли игры быть «честными»

Что такое «справедливость»» по отношению к игроку, и какой она может быть Дискуссии о честности той или иной игры в геймерском сообществе возникают с завидной регулярностью. Из недавнего – покупатель Elden Ring решил подать в суд на японскую студию From Software из-за того, что создатели этого продукта, по его мнению, сделали слишком сложными боссов, которые закрыли для геймера доступ к части игрового контента. Вопрос «честности» можно было бы свести к обычному балансу, кривой сложности и т.д. Но на практике все куда многограннее. Ведь у большинства игроков чувство несправедливости возникает даже не из-за высокого уровня сложности, а когда они начинают думать, что игра их каким-то образом «обманывает». Но возможна ли эта «честность» в принципе? Из чего она состоит и как может работать? Давайте порассуждаем. Для этого предлагаю ответить на несколько вопросов: 1.Что такое «честность» в игре 2. По отношению к кому игра должна быть честной 3. Почему это важно для нормального восприятия игр
Оглавление

Что такое «справедливость»» по отношению к игроку, и какой она может быть

Понятия "сложности" и "честности" следует разделять. Игра может быть механически очень сложной, но, при хорошем понимании ее правил, достаточно честной
Понятия "сложности" и "честности" следует разделять. Игра может быть механически очень сложной, но, при хорошем понимании ее правил, достаточно честной

Дискуссии о честности той или иной игры в геймерском сообществе возникают с завидной регулярностью. Из недавнего – покупатель Elden Ring решил подать в суд на японскую студию From Software из-за того, что создатели этого продукта, по его мнению, сделали слишком сложными боссов, которые закрыли для геймера доступ к части игрового контента.

Вопрос «честности» можно было бы свести к обычному балансу, кривой сложности и т.д. Но на практике все куда многограннее. Ведь у большинства игроков чувство несправедливости возникает даже не из-за высокого уровня сложности, а когда они начинают думать, что игра их каким-то образом «обманывает».

Но возможна ли эта «честность» в принципе? Из чего она состоит и как может работать? Давайте порассуждаем. Для этого предлагаю ответить на несколько вопросов:

1.Что такое «честность» в игре
2. По отношению к кому игра должна быть честной
3. Почему это важно для нормального восприятия игрового процесса

«… а потом как понял!»

Если просто, то «честность» игры – это ее соответствие нашим ожиданиям. То есть, когда мы начинаем понимать правила игры, то хотим, чтобы эти правила работали в большинстве ситуаций. Например, если какой-то моб делает атаку из трех последовательных ударов, то ожидаем эту серию от всех мобов такого типа.

И, если вдруг разработчик делает одному из таких мобов серию из четырех атак, то… мы чувствуем, что с нами поступили несправедливо.

С другой стороны – если разработчик как-то выделит этого моба среди остальных, «подскажет» нам, что он особенный, и от него следует ожидать чего-то нового – это уже другое дело Также как если дополнительные удары этого врага перестанут быть совсем непредсказуемыми – к примеру, если перед ними загорится какой-то предупреждающий маркер.

И здесь мы подходим к тому, что можно было бы назвать «честностью» с точки зрения игрока: возможность вовремя и адекватно отреагировать на вызовы, которые перед нами ставит геймплей.

Простой пример – вы идете по узкой платформе, и вдруг из ниши слева вас бьет моб – вы, естественно, падаете в пропасть. Могли вы знать, что там стоит этот враг? Вряд ли. Означает ли это, что игра поступила нечестно? Да, но только для первого раза. Потому что, попав в такую ловушку единожды, в следующий раз вы будете вести себя на узких платформах более осторожно, ожидая возможную засаду.

Зафиксируем. Честная игра – это когда геймплей позволяет нам победить, исходя из понимания игровой ситуации. Нечестная – когда игра не дает нам достаточно информации, чтобы выйти из ситуации победителем.

А теперь пара слов о том, почему в реальности с этим часто возникают проблемы.

Одному нечестно, другому интересно

Часто игроки делятся на два лагеря – тех, для кого игра скорее простая, и тех, для кого она слишком сложная. Часто такой разрыв объясняется разным уровнем опыта у геймеров. И под опытом я подразумеваю не только знание об игре, но и скилл в том или ином жанре.

Поэтому, когда выходит очередная игра в какой-то серии, то всегда будут «олдфаги» и «ньюфаги». Те, кто будет чувствовать себя внутри игры как рыба в воде и те, кого ее правила поначалу будут вводить в ступор.

Иначе говоря, возникает вопрос – «а по отношению к кому игра должна быть честной?». Угодить всем банально не получится. Всегда будут те, кто не до конца понял, что именно от него хотят разработчики и считает игру «нечестной».

Иногда то, что кажется "нечестным" в первое время, после становится легким и понятным. Вопрос в том, хочет ли игрок глубоко разбираться в геймплее. А это уже зависит от того, нравится ему игра или нет
Иногда то, что кажется "нечестным" в первое время, после становится легким и понятным. Вопрос в том, хочет ли игрок глубоко разбираться в геймплее. А это уже зависит от того, нравится ему игра или нет

И по этой причине «честность» в играх – вещь в большей степени субъективная и даже иллюзорная. На одном уровне сложности вам кажется, что игра вполне справедлива к вам. Но, включив максимальный, вы понимаете, что ваши привычные стратегии уже не работают, и это тоже кажется нечестным.

А еще нередко бывает, что в игру влюбляешься не с первого, а со второго прохождения. Просто потому что, наконец, начинаешь понимать ее правила и по-настоящему получать удовольствие от геймплея.

Иллюзия справедливости

И это очень важный принцип: для приятного геймплея мы должны чувствовать ту самую «справедливость» игрового процесса. Но при этом он не должен погружать геймплей в предсказуемость, делать его рутинным.

Несмотря на всю иллюзорность этого понятия, на мой взгляд, видимость честности – важная составляющая любого проекта. Ведь игра интересна нам до тех пор, пока мы чувствуем, что наш скилл действительно оказывает влияние на геймплей. Что, поняв, как работает трудный босс, мы побеждаем его за счет своих умений, а не просто удачного рандома. Что кривая сложности растет за счет грамотного масштабирования «уровня угрозы» врагов, а не из-за того, что на входе в комнату твоего персонажа вдруг кто-то расстрелял в спину.

Поэтому с точки зрения разработчика здесь не существует какого-то универсального решения – это всегда поиск «золотой середины», которая позволит геймерам контролировать игровой процесс, при этом оставляя его достаточно непредсказуемым. И, наверное, хорошими можно назвать того разработчика и ту игру, которому и которой удается это реализовать.

А что такое честность в играх по вашему мнению? Пишите в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!

Канал в Telegram: https://t.me/MishootkaGamerTg

В «ВКонтакте»: https://vk.com/mishootkagamer