Последний отрезок пути - это уже подготовка к списанию с судна. Фото на память, сувениры. Такая практика запоминается на всю жизнь и материальные свидетельства немаловажны. Общую фотографию с подписью капитана и печатью УПС "Товарищ" получили все члены экипажа. А ведь была эпоха пленочных фотоаппаратов. То есть фотоматериалы были зарезервированы, выделено время для фотографирования и для проявки и печати.
В Одессе поставили к причалу у морвокзала. Не буду утверждать, может память подводит, но к причалу подходили с частично поставленными парусами. Для красоты, для понта. В действительности под машиной и буксирами. Руководство, родные, оркестр. Последний раз разбежались по парусному расписанию по своим местам, убрали паруса. Переоделись в парадную форму №3 и в училище.
Отпуска после практики не было, вернулись где-то перед ноябрьскими, начался семестр. В следующем году на Операцию Парус-78 барк "Товарищ" не ходил. Было тому причиной техническое состояние, политическая обстановка или доносы "помощника по воспитательной работе" мне не известно. Ванденко О.П. ещё 20 лет командовал парусником, всего за советский период практику прошли 15 тысяч курсантов. Была долгая история с ремонтом, долгами за ремонт, отсутствием денег. В итоге немецкое общество друзей парусника собрало деньги и выкупило судно за 500 тысяч евро у Министерства образования Украины. Барку вернули первоначальное имя "Горх Фок" и сейчас он ошвартован у причала в Штральзунде, как плавучий музей.
Нам уже по много лет, не все живы, карьера у кого-то сложилась в море, а у кого-то на берегу, кто-то уже и в других странах, но связи поддерживаем. 5 лет назад была идея съехаться как раз в Штральзунд, посетить "Товарищ" и попить шнапсу. Человек 20 было реально собрать. Сначала пандемия, потом это всё... Но, бог даст, переживём и ещё соберемся.
Перечитал, что получилось. Задумывалось, как некое свидетельство, что романтика существует. Просто слово сейчас не модное, а напрасно. Мечты наполняют жизнь смыслом. К сожалению молодежь Дзен не читает, тем более длинные тексты, а выражаться с помощью Тик Тока я не умею. Читатели, в основном, люди уже с собственным жизненным опытом. Спасибо всем за комментарии и лайки. Обратная связь сильно мотивирует. Были и откровенно грубые комментарии, я намеренно их не стираю. Право комментатора светить своё состояние ума или удалить самостоятельно.
И немного о актуальности. Дела давно минувших дней, но параллели с современностью проглядываются. Я читаю много других текстов. Авторы слишком часто пишут непроверенную информацию, выдают мнения за факты. Одно дело, когда это добросовестное заблуждение, другое, когда злонамеренное искажение. Общее правило должно быть - пиши только то, что видел сам или услышал из первых уст от непосредственного и независимого свидетеля. Всё остальное уже не факт, а предположение. И предположение, и мнение имеют право на существование, нельзя их только камуфлировать под непреложный факт. Воспоминания личные, старался рассказать, чтобы было интересно.
И о роли парусников в современном мире. Сейчас в России 6 больших парусных судов: 3 в учебных заведениях рыбаков, 3 условно в торговом флоте.(ФГУП "Росморпорт"). Не берусь судить насколько рационально они используются. Содержание парусника не дёшево. Но для практики комсостава морских судов вещь незаменимая. GPS навигацию можно освоить и в учебной аудитории, а характер выковать нужно в море. В этом главное предназначение парусника. На первом, втором курсе проверили себя, работа в удовольствие, значит семь футов под килем на морскую карьеру.
Реализованы и успешные коммерческие проекты парусных судов. Есть элитный пассажирский парусный флот. Цена круиза высока, но оно того стоит, есть люди готовые платить за эксклюзив. В моду входят реплики исторических судов. Там сложные бюрократические проблемы, но всё решаемо.
Ошибка считать, что прогресс только в автоматизации процессов, постройке огромных сооружений, расширении границ познания. Цель прогресса, чтобы каждое следующее поколение человечества, было добрее предыдущего. И у парусников по-прежнему в этом своя немаловажная роль.
Подписывайтесь на канал. Поощрите автора лайком, ему будет приятно и вам он будет благодарен. Комментарии приветствуются.