Найти в Дзене
Галс-Девелопмент

Как зародился феномен русской дачи

Оглавление

«Ни пахать, ни сеять, а только жить в свое удовольствие, жить только для того, чтобы дышать чистым воздухом», – как можно догадаться, эти строки Антон Павлович Чехов посвятил уникальному культурному феномену – русской даче.

Зародившись как щедрый царский подарок – Петр I выдавал подданным земельные наделы за заслуги перед государством – дача стала отдушиной многих семей, стремящихся хотя бы на время оказаться в окружении природы.

Летние дворцы – первые русские дачи

Первые дачи, располагавшиеся вблизи Петербурга, были привилегией знатных дворян, наиболее приближенных к царю. Внутреннее убранство таких дворцов поражало богатством: картины, скульптуры, библиотека, ковры и мебель из дорогих пород дерева.

А. Н. Воронихин, “Вид на Строгановскую дачу в Петербурге”, 1797. Русский музей.
А. Н. Воронихин, “Вид на Строгановскую дачу в Петербурге”, 1797. Русский музей.

Тот факт, что придворные ездили за город исключительно в теплое время года, отразился на архитектуре зданий. Для них характерны светлые террасы, витражные окна, резные детали и мезонины. Наполненные светом веранды играли роль столовой и гостиной, где собирались гости. Всё это основа неповторимого русского дачного стиля.

Аренда дач в императорской России

При Николае I произошла дачная революция. Император расширил сословные рамки, позволив владеть загородным домом купцам и мещанам. Однако реализовать это право по-прежнему могли немногие – земля стоила дорого. В связи с этим начала процветать аренда дач. Пользовались этой возможностью люди самых разных сословий, в том числе Александр Пушкин (он снимал дачу в Царском Селе).

На дачу в Царское село поэт приехал в Натальей Гончаровой через несколько месяцев после свадьбы в 1831 году
На дачу в Царское село поэт приехал в Натальей Гончаровой через несколько месяцев после свадьбы в 1831 году

Из Северной столицы мода на отдых за городом пришла в Москву. Николай Карамзин отмечал, что летом город пустеет.

В 30-е годы XIX века поселки для отдыха стали появляться в ближайших пригородах — Кунцеве, Сокольниках, Останкине. Но настоящий «дачный бум» произошел в середине века, когда появились железные дороги. Выросшая транспортная доступность позволила селиться дальше от центра – в Химках, Ховрине, Пушкине, Малаховке.

Дача в Кунцеве
Дача в Кунцеве

К 1888 году вокруг Москвы насчитывалось около шести тысяч дач: от перестроенных крестьянских изб до богатых особняков. Как заметил Лопахин в «Вишнёвом саде» Чехова: «Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами». А его предположение о том, что «дачник лет через двадцать размножится до необычайности» оказалось пророческим.

Два времени года: зима и дача

На дачах было принято жить по несколько месяцев – от Пасхи и до поздней осени. Богатые дачники превращали свои дома в настоящие светские салоны. Приглашали к себе погостить именитых художников, писателей и музыкантов.

Одним из самых известных в те годы поселков была Перловка, принадлежавшая московскому предпринимателю Василию Алексеевичу Перлову. В нему часто приезжали артисты, в летнем театре выступали московские театральные труппы, на берегу Яузы стояли оборудованные купальни.

Купчиха Мария Константиновна Щапова в саду и за варкой варенья, конец 19 – начало 20 века
Купчиха Мария Константиновна Щапова в саду и за варкой варенья, конец 19 – начало 20 века

Те, кто не мог себе позволить устраивать балы, развлекались чтением книг, пешими прогулками и играми. Одной из любимейших был крокет.

За партией в крокет
За партией в крокет

Дачи позволяли жителям российской империи на время стереть социальные границы. Семья именитого чиновника запросто могла подружиться с семейством бедного интеллигента. Однако по возвращении в город эта дружба тактично обрывалась до следующего дачного сезона.

Новые стародачные места

В первые годы после революции дачи разрешалось иметь только самым влиятельным лицам молодого государства. Партийная номенклатура проживала в роскошных загородных домах, иногда это были бывшие дворянские особняки.

В 20-е годы власти несколько смягчились: земельные участки стали предоставлять выдающимся деятелям. Так сформировались поселки, которые теперь называются «стародачными». В них строились дома для генералов, высших чиновников, академиков, деятелей искусства и писателей.

Один из самых известных таких поселков – Николина Гора, расположенный к западу от Москвы на берегу реки. Здесь жили великий полярник Отто Шмидт, первый нарком здравоохранения РСФСР Николай Семашко, композитор Сергей Прокофьев, писатель Сергей Михалков, знаменитый актер МХАТа Василий Качалов, пианист Святослав Рихтер, физик Петр Капица и писатель Викентий Вересаев.

Дача профессора Сергея Капицы на Николиной Горе
Дача профессора Сергея Капицы на Николиной Горе

Стародачные места до сих пор поддерживают дух того самого исконного интеллигентного пригорода. Эта же умиротворяющая, гармоничная атмосфера в новом современном прочтении будет доступна жителям премиального коттеджного поселка «Маслово Forest Club», который строится на Ильинском шоссе, совсем рядом с Николиной Горой.

Двухэтажные дома в стиле «органической» и современной архитектуры вписаны в природный ландшафт из векового соснового леса, который с трех сторон окружает поселок.

Жители «Маслово Forest Club» могут наслаждаться прогулками по пешеходной аллее, которая изогнуто проходит через весь поселок, плавно переходя в лесную тропу за его пределами. В открытом пространстве для мероприятий можно создавать собственные дачные традиции вместе с соседями – устраивать театральные постановки, литературные вечера и весело отмечать праздники. Такой может быть новая дачная жизнь – в любое время года в «Маслово Forest Club».