Найти в Дзене
KinoGeek

Все супергеройские фильмы Marvel 2000-х: от худшего к лучшему

Оглавление

На сегодняшний день супергеройский жанр проживает свою лучшую жизнь: несмотря на последние провалы со стороны главной коммерческой студии, поддерживающей существование этого направления в нужном тонусе, - Marvel, зрители продолжают потреблять проекты про противостояния супергероев и суперзлодеев, один за другим. Лишь немногие знают, что такой успех к жанру пришёл не сразу: в среде кинематографических нулевых супергероика переживала тяжёлый застой, несмотря на некоторые всполошившие аудиторию успехи. Права на разных персонажей продавались чуть ли не ежегодно, а свет видели множественные пересказы классических историй про самых популярных героев из-под пера Marvel. В последнее время Marvel Studios активно эксплуатируют ностальгию и возвращают в строй многих полюбившихся зрителям персонажей: от Росомахи Хью Джекмана или Блэйда Уэсли Снайпса до Паучков в исполнениях Тоби Магуайра и Эндрю Гарфилда. Современное видение студии часто отсылается на прошлое: поэтому в сегодняшней статье рассмотрим всю тенденцию развития супергероики 2000-х. Что служило главным успехом для будущего взлёта этого направления? А что, наоборот, дезинформировало зрителей и погружало продюсеров в апатию? Все места распределены по подсчёту средних баллов критиков и зрителей с таких кино-агрегаторов, как: Кинопоиск, IMDb, Letterboxd, Rotten Tomatoes и Metacritic. Приятного прочтения!

20. "Леший" (2005)

Средний балл - 39,4%

В среде кинематографических нулевых особо сильное выгорание ощущал именно супергеройский жанр: продюсеры крупных студий не решались на создание эксцентричных экспериментов, а сами Marvel, в свою очередь, задёшево отдавали права на своих персонажей в руки других компаний. Таким образом родился и "Леший": реинкарнация локальной мистической истории издательства комиксов, с небольшой поправкой на преобразование в полноценный фолк-хоррор. От образа оригинального персонажа в фильме не осталось и мокрого места: картина превратилась в блеклое подобие классического для жанра шаблона, вызвав настолько широкий шквал негодования во время тестовых показов, что от мирового проката было решено откреститься. И по сей день мало кто вспоминает о Лешем: и даже обновлённая версия антигероя в спэшле "Ночной оборотень", уже в рамках самой MCU, не побудила продюсеров анонсировать производство нового "сольного" проекта про заблудшее болотное чудище

-2

19. "Электра" (2005)

Средний балл - 42,1%

Культовая героиня комиксов Marvel, вершащая правосудие на улицах Адской кухни, всегда была неотъемлемым спутником Мэтта Мёрдока: лишь позже Электра получила собственную линейку и обзавелась неплохим бэкграундом. Поэтому после неплохого принятия "Сорвиголовы" с Беном Аффлеком в мировом прокате студия дала добро на разработку "сольного" проекта про Электру Начиос. Однако глубины проработки героини не хватило для создания мрачно-реалистичного и лишь приближённого к комиксам боевика. Слабая хореография боёв, смешные визуальные эффекты, карикатурный антагонист, монотонный сценарий: и фанаты героини, и критики не оставили от "Электры" живого места. Что не помешало продюсерам Marvel вспомнить о персонаже Дженнифер Гарнер уже в современности: кто знает, быть может она засветит личико и в предстоящих "Секретных войнах"?

-3

18. "Призрачный гонщик: Дух мщения" (2011)

Средний балл - 42,3%

В сегодняшнем нежелании киновселенной Marvel связываться с мистической аркой по мотивам одноимённой линейки комиксов можно обвинить многочисленные провалы кинокомиксов подобного жанра. Последний гвоздь в крышку гроба перспективной франшизы забил сиквел "Призрачного гонщика" с Николасом Кейджем, окончательно свернувший из примесей хоррора и беспощадного боевика к увеселительной буффонаде и сумасбродному гротеску. "Дух мщения", кажется, иронизирует сам над собой, открыто посылая в лоб тех зрителей, кто пришёл смотреть серьёзный и лишённый любых комедийных шероховатостей триллер. Пока не ясно, когда именно в MCU появится свой Гонщик, но одно очевидно точно: в связи с провалом дилогии продюсеры явно не спешат с анонсом нового проекта

-4

17. "Призрачный гонщик" (2007)

Средний балл - 48%

Изначальный стиль историй про Джонни Блэйза - это яркий бунтарский дух, смешанный с мрачным насилием и пост-ироничной подоплёкой над традиционными мистическими историями. В отличие от карикатурного сиквела, первая адаптация "Призрачного гонщика" смогла нащупать тонкую грань между серьёзностью и комичностью, но утонула в среде монотонности, тривиальщины и шаблонов. Выдерживая баланс между юмором и едкой провокацией, "Гонщик" не покидает пределов зоны комфорта, оборачиваясь в простоватую и типичную для жанра историю, не показавшую массовому зрителю, за что в среде фанатов Marvel любят Джонни Блэйза

-5

16. "Блэйд 3: Троица" (2004)

Средний балл - 49,1%

Хоть оригинальная дилогия "Блэйда" не была лишена шероховатостей, она смогла справиться с главной обязанностью: познакомить массовых зрителей с культовым полу-вампиром из-под пера Marvel. Ультра-кровавое насилие, энергичная динамика, прослеживающаяся социальная проблематика, экшен-сцены под рейв, обрамлённые в невероятную харизму акулы Уэсли Снайпса. Всех этих качеств лишился триквел, после которого идеи о продолжении истории Блэйда посыпались, подобно карточному домику. Серьёзность сменилась карикатурой, а динамичный боевик видоизменился в монтажную кашу, убравшую из кадра лишнее насилие ради выдержки "подросткового" возрастного рейтинга. Не такого результата фанаты ожидали от продюсеров после взрывоопасного успеха дилогии

-6

15. "Каратель: Территория войны" (2009)

Средний балл - 53,3%

В рамках адаптаций комиксов существует сразу несколько киновариаций Карателя, самой провальной из которых считается Рэй Стивенсон. "Территория войны" действует сугубо в пределах линейного ориджина первоисточника и боится сворачивать в оригинальные дебри: это самый яркий представитель угасающей эпохи кинокомиксов, тогда как всего за год до премьеры нового "Карателя" свет озарило рождение киновселенной Marvel. К сожалению, из идеи о рождении новой кино-трилогии оказались выжаты все соки ещё во время производства первой части. Жалеет ли об этом кто-либо из руководства Marvel? Сказать сложно

-7

14. "Сорвиголова" (2003)

Средний балл - 53,4%

Из-за колоссального успеха сериала с Чарли Коксом многие фанаты забыли о первой кинематографической адаптации истории о Дьяволе Адской Кухни, принявшего кредо защитника и блюстителя законов на преступных улочках Нью-Йорка. К сожалению, в контексте полнометражного фильма постановщикам не удалось справиться с содержанием: "Сорвиголова" перегружен сюжетными деталями и разнообразными персонажами со страниц комиксов настолько, что начинает трескаться уже на первой экшен-сцене. Пускай многие зрители всё ещё считают Колина Фаррелла настоящим дримкастом на роль Меченого и прощают Майкла Кларка Дункана за извращение канона оригинального Уилсона Фиска, лишь немногим удалось закрыть глаза на рваность повествования, угрюмый сценарий и безликую историю. Тот самый пример, показавший продюсерам, что фильм не должен быть недоваренной кашей с бесчисленным количеством сюжетных разветвлений

-8

13. "Фантастическая четвёрка" (2005)

Средний балл - 55,1%

Фантастическая четвёрка - настолько классическая команда из комиксов, что их гротескный и чересчур приземлённый стиль очень трудно реинкарнировать под стать современному движению блокбастеров (это попыталась сделать картина 2015-го года, и результат тому уже известен). Поэтому и киновселенная Marvel решила подобрать для Четвёрки сеттинг футуристических 1960-х, и кинолента 2005-го года осталась верна оригиналу: но верна настолько, что сразу же превратилась в неряшливый семейный фильм, прогибающийся под властью многочисленных супергеройских клише. И в таком гиперболизированном антураже наблюдать за похождениями архизлодея Виктора фон Дума становится ещё веселее

-9

12. "Халк" (2003)

Средний балл - 55,4%

Сегодня мало кто из фанатов MCU сможет вспомнить о первой высокобюджетной адаптации истории об учёном Брюсе Бэннере, видоизменённым в зелёное существо Халка из-за облучения гамма-радиацией. Картина 2003-го года взяла отличительный от других супергеройских блокбастеров тон повествования, ударившись в излишнюю мрачность, и поменяла классический комиксный ориджин, вызвав у преданных почитателей комиксов настоящую агрессию. Энг Ли, талантливый постановщик авторских притч, так и не смог подогнать свой стиль под стать супергероике, вследствие чего "Халк" треснул по швам: а добила плачевную ситуацию посредственная визуальная составляющая

-10

11. "Фантастическая четвёрка: Вторжение Серебряного сёрфера" (2007)

Средний балл - 55,7%

Несмотря на критику первой части, сиквел "Фантастической четвёрки" не изменил концепцию предшественницы, а лишь прикрутил к общей семейной гиперболизации выросший масштаб и драматический накал. "Серебряного сёрфера" постигла беда "Сорвиголовы": в коротком супергеройском блокбастере попытались адаптировать сразу несколько важных комиксных линеек, вследствие чего вторая часть не смогла нащупать ту тонкую грань, которая присутствовала в первом фильме: удерживающийся баланс между семейной притчей и фантастическим приземлённым эпосом. Хотя в контексте такого антуража авторы, скорее всего, полноценно исчерпали свои возможности. Теперь же все надежды возложены на Мэтта Шекмана и Кевина Файги

-11

10. "Люди Икс: Начало. Росомаха" (2009)

Средний балл - 57%

В кинематографических нулевых репутация Росомахи возросла настолько, что сам образ Логана стал практически культовым для всей современной поп-культуры. Этот всплеск популярности и привел продюсеров Fox к объявлению о разработке полноценного "сольного" фильма про персонажа. В "Начало" вошли все самые карикатурные и шаблонные черты из предыдущих частей про Людей Икс, а ориджин самого Логана был показан в излишне бережливом и сухом виде. Не такого взгляда на полюбившегося героя фанаты ждали ещё с 2000-го года: а ещё больше в землю фильм втоптала просочившаяся в интернет пиратская копия с недоделанным CGI и обрезанным хронометражем. Уже через четыре года после первой части продюсеры постарались исправиться и подарили фанатам не лишённый всех комиксных прелестей сиквел

-12

9. "Каратель" (2004)

Средний балл - 59,7%

В отличие от фильма с Рэем Стивенсоном, картина 2004-го года объединяет в одном слое сразу несколько фактур: атмосферу оригинальных комиксов про мстительного Карателя, идущего по пятам за убийцами своей семьи, и эстетику классических маскулинных боевиков из эпохи 1960-х. Картину не разрывает между жанровыми прослойками, однако здесь же она и встречает свою погибель: излишняя угрюмая и чересчур пафосная мрачность встретила отрицательный отклик от критиков и большинства фанатов персонажа комиксов. Пожалуй, идеальнее всего перенести дух Фрэнка Касла на наши экраны смогли дельцы из Marvel Television в сериале для Netflix с Джоном Бернталем

-13

8. "Люди Икс: Последняя битва" (2006)

Средний балл - 62,7%

"Последняя битва" чуть было не попала в кромешный производственный ад: разногласия между продюсерами, сценаристами и режиссёром случались настолько часто, что от прежней истории триквела "Людей Икс" не осталось и мокрого места. В полуторачасовой блокбастер попытались упихнуть сразу несколько ведущих комиксных линий: противостояние людей и мутантов, создание вакцины, вездесущий тоталитаризм Магнето, вновь сталкивающийся в конфликте с членами команды Людей Икс, воскрешённая в образе Феникса Джин Грей, ввязывающаяся в схватку с Логаном. Ни одна из подтем "Последней битвы" не оказалась раскрыта в должном виде: вследствие чего "Люди Икс" встретили мягкий софт-ребут (под видом официального приквела) уже в 2011-м году

-14

7. "Человек-паук 3: Враг в отражении" (2007)

Средний балл - 63,8%

Как и "Последнюю битву", триквел "Человека-паука" с Тоби Магуайром настигли проблемы творческих разногласий между постановщиками: "Враг в отражении" оказался перегружен амбициозными сюжетными линиями, но не смог должным образом сосредоточиться на определённом концентрате. Психологический конфликт с Флинтом Марко, морально-этическая дилемма, связанная с амнезией Гарри Озборна, а тут ещё и с космоса на Землю прилетает астероид с симбиотом, овладевающим сознанием Питера Паркера. Сумасбродная перегруженность повествования родила неуверенность Сэма Рэйми в истории, вследствие чего любые идеи о разработке полноценной четвёртой части сошли на "нет". А дальнейшую историю, связанную с правами на Паучка, мы с вами уже знаем

-15

6. "Блэйд 2" (2001)

Средний балл - 66,8%

Для постановки сиквела "Блэйда" к производству привлекли тогда только набирающего обороты Гильермо дель Торо: безудержного короля мистики и магического реализма в авторском кинематографе. Вследствие чего продолжение конфликта бескомпромиссного охотника на вампиров и кровожадных монстров заиграло новыми красками: насилие стало более брутальным и нон-конформистским, а история - менее слащавой и клишированной. Пускай сиквел "Блэйда" и не смог уйти от некоторых проблем предшественника, дель Торо получилось ухватить любовный концентрат первой части, которая привела в восторг и фанатов комиксов, и массовых зрителей, познакомившихся с героем Уэсли Снайпса в 1998-м году. К слову, про 1998-й год:

-16

5. "Блэйд" (1998)

Средний балл - 68,1%

Считается, что именно после "Блэйда" супергеройский жанр обрёл второе дыхание и стал реинкарнироваться в глазах общественности. Картина Стивена Норрингтона задала новые параметры для массового направления в кино и отказалась от любых консервативных троп блокбастеров: ультра-кровавое насилие в первом "Блэйде" - буквально второй персонаж фильма, а брутальная харизма Уэсли Снайпса стала неотъемлемым связующим звеном между аудиторией и бескомпромиссным охотником на вампиров. "Блэйда" можно критиковать за многое, но с одним фактом спорить глупо: благодаря Норрингтону и Снайпсу супергеройский жанр смог восстать из пепла. Пускай полноценное воскрешение случится лишь через десять лет после такой триумфальной премьеры

-17

4. "Человек-паук" (2002)

Средний балл - 69,5%

Для кого-то Тоби Магуайр стал единственным и неповторимым Питером Паркером, для других - разочарованием и тотальным мискастом, по сравнению с которыми любые неканоничные проекты про Паучка меркнут в тени. Однако первого "Человека-паука" Сэма Рэйми можно и нужно любить: неряшливая гротескность происходящего, поражающие полёты на паутине по улочкам Нью-Йорка, проработанный психологический конфликт между героем и злодеем, передача духа беззаботности и бунтарства прямиком со страниц первых выпусков про Паука. Фильм Рэйми буквально вязнет во множественных недостатках, но руку ему протягивает уже зритель: и всему виной не столько ностальгия, сколько детская радость при виде культового костюма Питера Паркера

-18

3. "Люди Икс" (2000)

Средний балл - 70,5%

Некоторые зрители считают, что эпоха супергеройского кино началась с "Блэйда", другие благодарят за это "Людей Икс". И ведь действительно, для своего времени адаптация классической истории про борьбу людей и мутантов стала революционной для жанрового кинематографа: тонкая социальная проблематика, обрамлённая в оригинальную визуальную часть и горько-сладкий привкус во рту во время просмотра, попала в сердца многих почитателей традиционных комиксов. Первые "Люди Икс" смогли нащупать грань между мрачностью и беззаботностью, после чего свет увидела полноценная кино-франшиза, обновляющая своё видение с каждой новой частью

-19

2. "Люди Икс 2" (2003)

Средний балл - 75,1%

Проклятие сиквелов кинематографических нулевых обошло стороной зарождающуюся киновселенную Fox. Вторые "Люди Икс" взяли все самые лучшие качества предшественника, обновив авторское видение Брайана Сингера и доведя конфликт людей и мутантов (как конфликт консерватизма и толерантности, угнетателей и угнетённых, сильных и слабых) до пределов настоящей трагедии. Именно сиквел "Людей Икс" до сих пор считается одной из непокорённых никем вершин, до которой пытались добраться авторы современной линейки фильмов (во главе всё с тем же Сингером) уже в "Апокалипсисе". Результаты вам прекрасно известны

-20

1. "Человек-паук 2" (2004)

Средний балл - 78,2%

Прислушавшись к критике первой части от преданных почитателей классических комиксов про Паучка, Сэм Рэйми избавился от излишнего гротеска и адаптировал, пожалуй, самую проработанную и глубокую арку бумажного Питера Паркера: тяжёлое супергеройское бремя, затмевающее личную жизнь и немногочисленные счастливые моменты. Постановщик столкнул героя и злодея в очередной морально-этической дилемме, задавшись проникновенными философскими вопросами и предложив зрителю трудный нравственный выбор. Что дороже: личное счастье или забота о людях? Что правильнее: пожертвовать костюмом или пожертвовать своей светлой стороной личности? Пожалуй, именно второй "Человек-паук" - максимально яркий пример серой морали в среде кинокомиксов из нулевых, задавший новые параметры качества для своих будущих последователей

-21