Супервизия – это наблюдение за работой коуча третьего лица, с целью дать коучу обратную связь о его работе. Если за работой коуча наблюдает приглашенный профессионал, супервизия будет профессиональной.
Учебные супервизии
В курсе обучения коучингу обучающиеся наблюдают за работой коуча-учащегося в учебных тройках (коуч-клиент-супервизор). Цель учебной супервизии – научиться давать обратную связь в экологичной форме. Кроме того, супервизор учится наблюдать внимательно за сессией и отмечать основные ее моменты, оценивая, что в них было хорошо, и что хотелось бы добавить для улучшения. Это дает супервизору дополнительную возможность вникнуть в работу по макромоделям и микромоделям.
Пункты, по которым дается обратная связь супервизора:
- Установление контакта. Раппорт
- Контракт
- Использование Макромодели
- Использование Микромоделей (почему именно эти)
- Использование речевых инструментов
- Сохранение коуч–позиции
- Баланс фрустрации и поддержки
- Примерный тип клиента
- Были ли совершены ошибки и какие именно?
- На ком ответственность?
Профессиональные супервизии
Профессиональная супервизия – это совместная или групповая сессия коуча (супервизанта), которому требуется помощь, и опытного практикующего специалиста (супервизора), на которой первый получает помощь и рекомендации от старшего коллеги.
Профессиональный супервизор является представителем коучинговой ассоциации (например, АРК, ICI и др.).
Супервизия – самый эффективный инструмент профессионального развития коуча. Основное назначение супервизии – помощь специалистам в совершенствовании профессиональных навыков. Супервизия помогает коучу разобраться в себе, найти ресурсное состояние и решить юридические и этические аспекты работы.
Способы супервизий (пример из АРК):
По компетенциям
- Исследование компетенций, проявленных в коуч-сессии
- Коуч проводит коуч-сессию в демо-формате с незнакомым клиентом под наблюдением профессионального супервизора
- Супервизор дает обратную связь по компетенциям, проявленным в сессии коучем, не касаясь контекста клиента
По кейсу
- Когда исследуемое случилось в практике коуча впервые
- Глубокое, сфокусированное исследование конкретного аспекта в практике коуча
- Предмет исследования - как негативный аспект (сопротивление, сложность, неудача), так и позитивный - за счет чего был достигнут успех
- Супервизор способствует осмыслению и делится своей экспертизой, дает
По запросу
- Широкое исследование модели поведения или комплекса сложностей в практике коуча
- За счет системного характера, работа начинается уже на этапе осмысления запроса супервизантом
- Супервизор способствует осмыслению и делится своей экспертизой, дает обратную связь и рекомендации
Для кого важна супервизия?
- Для активно практикующих коучей
При активной загруженности в работе даже самых опытных коучей постепенно накапливаются погрешности, которые, достигнув определенной массы начинают фонить в работе коуча в виде ситуаций "не могу сказать точно, что происходит, но что-то не то…".
Чем активнее практика, тем важнее проходить регулярную супервизию, даже если кажется, что не сформирован достаточно весомый запрос. Опытные коучи воспринимают регулярную супервизию как "техосмотр" и возможность зафиксировать погрешности и отклонения еще до того, как они превратились в критично важный запрос.
- Для начинающих коучей или для тех, у кого был перерыв в практике
В том случае, когда у коуча был перерыв в практике и коучинговые компетенции не поддерживались или в начале карьеры, когда они еще не сформировались до устойчивого состояния, важно проходить регулярную супервизию.
Супервизия по компетенциям позволит осознать зоны развития и сильные стороны, на которые можно опираться для старта или возвращения в практику. А супервизия по запросу или кейсу позволит проработать личностные аспекты, мешающие практике – убеждения, ощущения, страхи и многое другое.
- Для коучей, готовящихся к процедуре квалификации пои вступлении в коучинговую ассоциацию (например, ICI или АРК)
Супервизия является обязательным требованием для того, чтобы коуч имел возможность на процедуре квалификации продемонстрировать компетенции в наилучшем виде.
- Для преподавателей и кураторов коучинговых программ
На этой категории коучей лежит особая ответственность, ведь они готовят к выпуску новые потоки коучей. И все, что они демонстрируют – вербально и не вербально, все, что они осознают и не осознают про себя – все это становится фундаментом для формирования профессиональной идентичности новых поколений коучей. Именно поэтому преподавателям и кураторам особенно важно держать профессиональную гигиену с помощью супервизий.
Для внутренних коучей в организации
Внутренние коучи находятся внутри той же системы, в которой находятся их клиенты. Клиенты между собой могут быть знакомы или даже находиться в определенных иерархических отношениях. В таких условиях особенно сложно сохранять коуч-позицию и оставаться в профессиональных рамках с точки зрения этики.
Конфиденциальная работа с внешним профессиональным супервизором позволит поддерживать профессиональную гигиену и сохранять высокий уровень качества коучинга в самых сложных условиях.
Балинтовские группы
Балинтовские группы – эффективный метод повышения профессиональных коммуникативных навыков, снижения профессионального стресса и «эмоционального выгорания», предложенный английским врачом венгерского происхождения М. Балинтом в начале 1950-х годов. Приоритетами в работе Балинтовской группы являются безопасность обсуждения, анализ ситуаций, эмоциональная поддержка её участников.
В Балинтовских группах обсуждаются трудные сессии, интересные случаи из практики, определенные кейсы. Участником группы может быть любой член коучингового сообщества, который приходит на группу со своим вопросом, или кейсом. Возможно обсуждать темы работы группы заранее. Группа проходит под руководством модератора, который выбирается на время работы группы.
Текст написан для подготовки студентов к итоговому экзамену по программе профессиональной переподготовки "Системное психологическое бизнес-консультирование и профессиональный коучинг" (экзаменационный вопрос 24 из 75). Актуально для РУДН и МИП. При написании используется рекомендованная литература и (или) методические материалы, предоставленные в рамках данной программы.
- Подписывайтесь на мой Telegram-канал, там я публикую больше личных наблюдений и практических моментов по коучингу, психологии, исследовательской деятельности: Какой у вас запрос?
- Запись на супервизии ICI осуществляется через мой телеграм: @more_coach
- Автор материала: Екатерина Романова, психолог, профессиональный коуч и супервизор ICI, супервизор и экзаменатор на программах МИП, РУДН, Master Coach ICI.ь.