Друзья, поделюсь новостями и переживаниями.
Я уже рассказывала, что сделала курс для детей «Мозг и его суперсилы» и сейчас с издательством обсуждаю книгу на основе курса. Хочу, чтобы в любой точке русскоязычного пространства любой учитель (не обязательно биолог) и любой родитель мог дать ребёнку базовые знания о мозге и когнитивной сфере. У меня есть гипотеза, что этот мягкий навык (cognitive awareness или знание и понимание, того, как устроены твои когнитивные процессы, как мы думаем, что влияет на решения, как всем этим управлять) очень сильно может повысить личную эффективность и облегчить жизнь.
Курс и первый черновик книги я закончила в мае. В июле апробировала на тестовой группе детей. А в промежутке (где-то в конце июня) меня одолел синдром магнолии. Вообще-то его правильно называть синдромом самозванца, но мне это слово не нравится. Мне кажется, говоря «самозванец», ты буквально констатируешь, что ты дилетант. Другое дело шуточное – «синдром магнолии». Это когда на самом деле ты уже давно не самозванец, но всё время сомневаешься. Вы же знаете этот анекдот? Стоит мужик у цветочного магазина и никак не может вспомнить цветок, который ему надо купить: «Могу ли я? Хочу ли я? Г***о ли я? А-а магнолия!!!»
Я с этим синдромом живу часто. Могу ли я вещать про травлю? Ведь я разобрала всего несколько сотен ситуаций травли. Не тысяч, а сотен! Могу ли я? Имею ли я право учить каким-то технологиям в образовании? Ведь я в образовании всего 25 лет, а не 100. Г***о ли я?
Вот такая очередная «магнолия» напала на меня этим летом. Могу ли я так много вещать про мозг и когнитивку? А кроме курса для детей про мозг я вставляю отсылки на исследования в когнитивной сфере везде, когда даю педагогам технологию Кооперативного обучения, когда учу педагогические коллективы инструменту обратной связи и так далее. Я ведь не нейробиолог и не нейрофизиолог. Могу ли я? При этом ни разу в жизни никто к этому не придрался, ни одна школа, ни одно издательство (а я сейчас обсуждаю книгу сразу с несколькими). А мне всё кажется, что кто-то придёт и скажет: «Светлана, вы – магнолия!»
У меня три образования, психология одно из них. Если в педагогике я дошла до дипломированного специалиста, ибо заканчивала в 2002 и иначе тогда не было, то в психологии я дошла до бакалавра и мне этого было достаточно. Практикующим психологом я быть не планировала и дальше не планирую (поэтому на комментарии «вы ж психолог» обычно реагирую остро, нет, я не он), а для всего, что я делаю в педагогике бакалавра в психологии было достаточно. Но вот одолела магнолия и показалось, что нужно в когнитивных науках доучиться.
В общем на волне этой магнолии я неожиданно поступила в Вышку на магистерскую программу (тут вставлю обращение к хейтерам: dear haters, теперь ко всякой хтони, что у меня некое европейское гражданство и что я работаю на госдеп, потому что травли в школах нет, а я это вещаю из западных методичек😂, можете добавлять вот это штамп, что я "выкормыш Вышки - притона либералов", или как там Вышку принято сейчас называть).
Поступила неожиданно, потому что у меня не было двух пунктов из требуемых в портфолио: не было научных статей и участия в лабораторных исследованиях. В общем-то я и поступать пошла, чтобы это появилось. Но было много реальных проектов. В итоге прошла. Теперь добью свой психологический диплом, так сказать. Ударю по нему когнитивкой. Я вроде бы и так рою когнитивные науки последние лет 5, но почему-то показалось, что нужно всё это верифицировать. Как говорит моя дочка, получить бумажку о том, что «я действительно умная».
Учиться придётся очно, как в молодости. Возможно, количество общения здесь в Дзене сокращу, но и качество того, что я транслирую, надеюсь повысить.
Кстати, пока я неделю собирала своё портфолио для поступления, это оказалось классным опытом, которым было интересно делиться с детьми. Они и не знали обо мне половины. Впечатлились количеством разного пройденного обучения в разных точках планеты, сделанных проектов, полученных грантов и признаний. Если честно, это и для самого себя ценно иногда делать. Я несколько лет назад работала со специальным психологом по самооценке в группе. Нас там было 20 возрастных тёток, кто-то с кучей бизнесов, кто-то доктор наук и все мы пришли избавляться от синдрома магнолии. Психолог буквально давала задания – вспомнить все свои победы, награды, признания, самому себе сделать кучу дипломов, распечатать, повесить на стенку хотя бы на время, отпраздновать их. Пока вот так не соберёшь всё в одном месте, кажется, ты в жизни и не сделал ничего. А как соберёшь – хм, да нет, сделал и немало. Иногда стоит себе устраивать такой «молодцовый день». Вот для меня весь этот опыт поступления стал такой молодцовой неделей. Собирая портфолио, собираешь свою самооценку. И дети ещё больше зауважали. Хотя дочка (ей шесть) пока не может понять, зачем столько учиться всю жизнь. Мне кажется, она смотрела на все мои дипломы и на то, как я хочу ещё один, и думала в ужасе 😂: «То есть, вы что, хотите сказать, все эти школы через 10 лет совсем не кончатся? Вот это я влипла!»
Кстати, у меня есть понимание того, что я хотела бы исследовать в рамках магистерской. Мне оооочень хочется поработать с Марией Добряковой в Лаборатории проектирования содержания образования. Хочу проверить гипотезу, как меняется академическая успешность ребёнка, если он знает, как работает его когнитивная сфера и как ей управлять.
А вообще, июль и август выдались очень активными. В июле у меня случился «Мозг и его суперсилы», потом неделю жила абитуриентом. А август вообще активный каждый год, я уже несколько лет в августе никуда не уезжаю, все хотят учиться. В этом августе выступаю на Пикнике Афиши (ага, не смейтесь, на музыкальном фестивале 🎸заказали лекцию о травле), обучаю классную школу в Санкт-Петербурге, потом в Ижевске, потом в Балашихе и даже одну православную гимназию, участвую в конференции Учи.Ру, даю мастер-класс в школе Рыбаков Фонда. Веду два открытых онлайн-курса: курс по Обратной связи уже вовсю идёт, туда не приглашаю, а вот на курс по Кооперативному обучению ещё успеваете подключиться. Он стартует 24 августа. Позавчера провела перед курсом открытый вебинар про Кооперативное обучение.
Расскажите о ваших синдромах магнолии. И поделитесь тем, как вы учитесь всю жизнь (я не только про получение официальных бумажек, что вы умные, я про всё самообучение и саморазвитие).
Про книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно узнать тут.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.