Глава 70.
Саше повезло, в комнату к нему поселили таких же первокурсников, как он сам, Вадима и Игоря, отслуживших в армии. Отношения между ребятами сразу сложились. Прежде чем начать учить премудростям журналистики, всех первокурсников отправили... конечно же на картошку. Саша знал, что так и будет, и прихватил с собой солдатские сапоги и всю аммуницию. Погода стояла летняя, знаменитая пушкинская осень ещё не посетила город на Неве. Теплые вещи наш герой сложил в рюкзак, закинул за плечи его, фотоаппарат и отправился к Университету.
Колонна из трёх автобусов с Университетской набережной повезла первокурсников помогать колхозникам в уборке урожая в Сланцевский район. Студентов привезли для начала в районный центр, в ПМК15 (передвижную механизированную колонну), повели в рабочую столовую и накормили до треска. Потом им выдали новенькое постельное белье и подушки.
В обнимку с подушками, повеселевшие, перезнакомившиеся будущие журналисты с шутками и песнями приехали в деревню Большая Руя. Стояла деревенька, состоявшая из двенадцати дворов, на одной единственной улице со старинной булыжной мостовой на горке. Под горкой текла речка Руя с живописными берегами. На левом берегу приехавших студентов ждали три барака и штабной вагончик.
На грузовичке подвезли кровати и пласты сырых матрасов. Кровати собрали, матрасы разложили сушиться.
А ещё студентов ждал большущий сорокалитровый бидон с молоком и кружки. Пей, хоть залейся.
Вечером было собрание у костра. Директор совхоза Семён Митрофанович рассказал новобранцам, чем им предстоит заниматься:
- Убирать картошку за трактором.
- Собирать с поля камни.
- Помогать мелиораторам (не хватает экипажа дреноукладчика. Нужно два самых сильных парня).
- Придется самим готовить завтраки, обеды и ужины из продуктов, которые совхоз выдаст завтра утром.
Несмотря на то, что в отряде были девушки, кашеваром выбрали Сашу. Его соседи по комнате Игорь и Вадим доложили (заложили) о том, что он умеет прекрасно готовить. Такому назначению наш герой не обрадовался, но согласился. В помощь ему выделили студента Бориса.
Утром Сашу растолкали - привезли продукты, надо было принимать. Выгрузили овощи, крупы, сахар, мясо: шматки жирной свинины и огромную свиную голову.
Готовить и кормить отряд предстояло в полевой кухне под навесом, с длинными столами и скамьями из досок. В торце этого сооружения находилась здоровенная кирпичная плита.
На завтрак повар с поваренком сварили молочную пшенную кашу, а вот на обед, который Саша запомнил на всю жизнь, щи из свежей капусты и свиную зажарку. Наш повар разрубил голову на куски и с утра поставил вариться. Щи получились вкуснющие, наваристые. Со свинины он срезал сало, а его было в три раза больше, чем мяса. Сало отнесли а ледник, обычное сооружение для сельской местности в то время, вырытый в земле, плотно закрывающийся крышкой. Там в опилках с зимы лежали кубы льда, выпиленные на речке.
Мясо с небольшими остатками жира Саша пожарил с луком на противень. Запах заворожил всех окрестных собак, собравшихся вокруг лагеря. Все шкурки достались им. Видели бы вы их благодарные глаза, когда наевшаяся братия облизывала свои морды.
К зажарке Саша наварил картошки, которой они с Борей начистили три ведра. Сварили и компот из сухофруктов. Обед получился генеральский. Голодные студенты съели все подчистую. Вылизали даже противень из-под поджарки. Сашу хвалили, жали руку.
- Молодец, Сашок! С таким поваром не пропадешь!
Вечером выяснилось, что мяса и всех продуктов привезли на четыре дня, а Саша потратил за один. Правда, осталось сало в леднике. Что же делать, что готовить на ужин, не говоря о завтрашнем дне?
- Саш, мы видели грибников в посадках. А если сходить туда, может быть, и мы наберём? - предложила хорошенькая студентка Таня.
Студентки побежали в посадки. И, правда, грибы там были. И уже через полчаса девушки набрали целое ведро подосиновиков, подберезовиков и даже несколько белых грибочков. Три дня назад в Руе прошли хорошие дожди и грибы пошли волной новые, нечервивые. После обеда все ушли на поле собирать картошку и камни, а Саша принялся готовить ужин. Опять они с Борей начистили спасительную картошку, грибы, лук, принесли с ледника сало. К ужину была готова жареная картошка с грибами. Отряд был доволен, а Саша так испереживался с этим мясом, упахался с картошкой, что потребовал самоотвод:
- Нет, ребята! Я разбазарил мясо, не умею я экономить. Чувствую себя, как на гаупвахте. Пусть девочки готовят, да побольше их оставляйте, человека четыре. А я пойду к мелиораторам трубы укладывать, пока там ещё требуются люди.
- Саша, не надо! Оставайся поваром! Мы будем тебе помогать! - уговаривали его. Таня подошла, и погладила парня по руке, заглядывая ему в глаза. Ее светлые кудряшки выбились из-под беленького платочка:
- Саш, там ведь опасно. Сам директор говорил, что может землёй засыпать. Зачем тебе это надо?
- Мне ли этого бояться, Танюша? Я стрелянный воробей. Ничего со мной не случится!
Так закончился первый день нашего героя в совхозе. Измученный и морально, и физически, он лежал на кровати с растянутой панцирной сеткой, обнимая крохотную подушку и сквозь отяжелевшие веки видел Ларочку. Вот она изящно повернула голову и лукаво смотрит на него:
- Ну как? Не получился из тебя повар, Саша?
- Не получился, Ларочка! Не мое это - рассчитывать, угождать! Лучше я горелое буду есть, но сам готовить больше не буду! - отвечал мысленно Ларочке.
- Саш, а если с тобой и правда что-то случится?
- А ты думай обо мне, и никогда со мной ничего не случится! - притянул к себе любимую девушку и поцеловал её.