Во всякой науке есть несколько "критических" концепций, знание которых даже на поверхностном уровне позволит человеку щеголять "особой точкой зрения" по любому вопросу.
Применительно к экономике одной из таких концепций являются циклы Кондратьева. Ввиду её популярности я бы хотел добавить толику здорового скептицизма в эту тему. Но сперва — контекст.
Жил-был на свете советский учёный, которому не повезло. Своей деятельностью он внёс научный вклад в статистику и экономику, занимался развитием сельского хозяйства молодого советского государства и строил общеэкономические прогнозы. Выступал за НЭП, о чём, надо думать, впоследствии пожалел. Арестован в 1930, расстрелян в 1938. Звали его Николай Дмитриевич Кондратьев.
Наиболее известен он за свою идею длинных волн, которую впервые изложил в работе "Большие циклы конъюнктуры" 1925 года (1). Стоит отметить, что он не был первым и единственным любителем поизучать столетнюю динамику экономического развития. По крайней мере, первые предположения о подобных циклах возникли ещё в 1913 году у голландского экономиста Якоба Ван Гельдерена. Выделяют и более локальные циклы, типа циклов Жюгляра, Китчина и т.д.
Вкратце, важнейшие положения теории Кондратьева таковы:
1) В капиталистической экономике существует период мощных подъёмов (повышательных волн) и спадов (понижательных волн). Такие данные он получил из анализа ряда экономических индикаторов (объёмов внешней торговли, колебаний банковского процента, номинальной заработной платы, индекса цен, производства важнейших промышленных товаров — угля и чугуна и свинца и ряд других) в США, Франции, Англии и Германии, начиная с XIX века.
2) Рыночная экономика стремится к трём равновесиям: первого порядка (циклы обновления товарных запасов в ответ на спрос и предложение — 3-4 года), второго порядка (циклы отраслевых корректировок в ответ на спрос и предложение + технологии — 7-11 лет) и третьего порядка (циклы обновления основных фондов, то есть оборудования, технологии и т.д. в ответ на технический прогресс — 50-60 лет). В силу своих особенностей, рыночная экономика из этих равновесий периодически выбивается. Длинные волны относятся к равновесию третьего порядка, но на них наслаиваются более короткие циклы, прямо как столкновение волн на воде.
3) Кондратьев выделил ряд больших циклов, три из которых уже произошли. Так, повышательная волна I цикла продолжалась с 80–90-х гг. XVIII в. до 1810--1817 г., понижательная – до 1844–1851 гг. Повышательная волна II цикла длилась с 1844–1855 гг. до 1870–1875 гг., понижательная – до 1890–1896 гг. Повышательная волна III цикла продолжалась с 1891–1895 гг. до 1914–1920 гг. далее он прогнозировал начало понижательной волны.
4) Обновление оборудования происходит толчками, упадок старых отраслей и технологий и возникновение новых сопровождается социальными потрясениями, но это запускает новый цикл и всё повторяется. Кондратьев отмечал, что именно в период упадка происходит поиск путей удешевления производства, новых технических изобретений, а, значит, создаются предпосылки для удешевления капитала.
Циклы Кондратьева пришлись по вкусу многим. Небезызвестный американский экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер популяризовал длинные волны, впервые назвав их "кондратьевскими циклами". Ими он, как мы знаем, объяснял возникновение Великой депрессии, которая как раз выпала на конец очередного цикла по Кондратьеву. Тема эта тогда была, что называется, горяча, так что кондратьевские циклы стали активно изучаться и в западной экономической науке. С тех пор длинные волны в разных перепевах (в основном, под названием Технологических Укладов™) мелькают у некоторых экономистов, в том числе и отечественных. Например, у Сергея Глазьёва (2), который является одним из самых больших любителей техноукладов на постсоветском пространстве.
К сожалению, проблемы что у Глазьева, что у других последователей Кондратьева начались там же, где они начались у него самого. Метод Кондратьева заключался в анализе временных рядов (то есть статистики за определенный период в разные моменты времени исследуемого процесса) путём т.н. скользящих средних. Если по-простому, скользящее среднее - это функция, значение в каждой точке определения равно некоторому среднему значению исходной функции за предыдущий период.
Обычно этот метод используют для выделения тренда, чтобы избавиться от ненужных колебаний и получить общую картинку исследуемого значения. Например, тех показателей, который исследовал Кондратьев. Однако у этого метода есть свои особенности: если усредняемые данные пересекаются, это может породить случайные, несуществующие в реальности взаимосвязи. Складывается ложный тренд, вызванный чисто случайными автокорреляциями данных. Это получило название Эффект Слуцкого-Юла, по фамилии изучавших его учёных.
Евгений Слуцкий, один из тех самых учёных, был оппонентом теории кондратьевских циклов ещё при его жизни. Историки указывают, что его критика привела Кондратьева к сомнениям относительно выдвинутых постулатов собственной теории (3). Современная же критика теории длинных циклов базируется на том же фундаменте. Более поздние экономисты (напр. Соломоу) изучали экономическую конъюнктуру уже более разносторонне и не обнаружили наличия циклов (4), которые укладывались бы в кондратьевскую схему и его последователей.
Если эта критика верна, то циклы Кондратьева — это лишь статистический артефакт. Забавная погрешность, вызванная несовершенством применяемого метода для усреднения данных на большом промежутке времени. Следовательно, к теории длинных циклов нужно относится с большой долей скепсиса, так как под вопросом находится само существование кондратьевских циклов.
Источники:
(1) — https://vk.cc/cyW31k
(2) — https://vk.cc/cyW34E
(3) — https://vk.cc/cyW3lV
(4) — https://vk.cc/cyW3Lo
Автор: Федор Яковлев.