Эта история началась 32 года назад, в Техасе. Американская компания Id Software разработала тогда шутер от первого лица Wolfenstein 3D, который высоко оценили критики и игроки, что принесло компании коммерческий успех. Вскоре после этого, используя наработки и новые, стремительно развивающиеся технологии, компания задумалась о создании нового шутера, который мог бы совместить успешную модель и обновлённый движок. Так, в конце 1992 года, началась разработка первой части Doom, которая заняла почти 12 месяцев, а в декабре 1993 года игра вышла в свет. UAC взывает к вам, так что готовьтесь к спуску в Ад.
Ссылка на Telegram-канал и канал Дзен.
Doom (1993)
Идею названия игры, по словам главного разработчика Джона Кармака, подсказал фильм «Цвет денег», в котором главный герой Винсент (Том Круз) является в бильярдный зал с чемоданчиком в руке и, в ответ на вопрос «What you’ve got in there?» («Что у тебя там?»), отвечает c улыбкой: «Doom».
Для игры в то время был написан псевдотрёхмерный движок под названием Id Tech 1, который был достаточно прогрессивен для своего времени, но всё же не обладал возможностью отображения в полном 3D, по этой причине Doom иногда называют 2.5D игрой.
Как я уже говорил, первая часть серии увидела свет в декабре 1993 года, она же стала той самой игрой, которую до сих пор многие умельцы пытаются запустить на любой технике - от калькулятора до бензопилы. Даже кубик Lego не обошли стороной. Но это не главное, главное то - что игра стала тем самый суперхитом компании, не только благодаря продвинутому движку, но и благодаря тому, что для Doom активно поддерживался открытый моддинг, что повлекло волну огромного количества фанатского контента.
О чём же Doom? В будущем UAC (Объединённая Аэрокосмическая Корпорация) колонизовала Марс и его спутники, куда и был сослан наш главный безымянный герой. Имени его мы так и не узнаем, а сделано это специально, чтобы игрокам было легче ассоциировать себя с ним. Так вот, жадные корпораты экспериментировали с телепортацией и всякими там вратами и случайно открыли портал в Ад, откуда полезли жуткие исчадия, истребляющие всё на своём пути. Кому как ни нам, в лице главного героя, выживать в творящемся хаосе и сражаться с силами тьмы?
Это шутер, а значит, всё что нам нужно - идти вперёд и истреблять нечисть всеми доступными способами. Игра оказалась невероятно популярной, была выпущена на все возможные в то время платформы и продалась несколькими миллионами копий. А без этого успеха мы бы не увидели продолжения.
Doom II: Heal on Earth (1994)
Которое вышло в сентябре 1994 года. Игра использовала всё тот же движок, так что разработка не заняла много времени, и, в сущности, игра не слишком отличалась от своего предшественника. Добавились новые уровни, одно новое оружие, несколько новых видов врагов. Конечно, этого оказалось недостаточно, так что год спустя Id Software официально выпускают 20 дополнительных миссий, созданных энтузиастами.
Если Doom в начале своего пути распространялась по "условно-бесплатной" схеме, предоставляя ознакомительные уровни на пробу, то вторая часть вышла сразу в розницу, что принесло компании ещё большую прибыль и большую уверенность в собственных силах. Конечно, без игроков дело тоже не обошлось, ведь если бы не активная поддержка сообщества в виде создания нового контента, вполне возможно, игра довольно быстро вылетела со своих позиций.
Но правильный подход компании и неизменный курс сделали своё дело, так что в 1995 году Doom II стала "Лучшей компьютерной игрой в стиле фэнтези и научной фантастики 1994 года". Сюжет игры разворачивается вскоре после событий первой части, а наш безымянный герой попадает на Землю, где уже развернулось масштабное демоническое вторжение. Так что несчастному космическому морпеху снова нашлась работа.
Final Doom (1996)
В конце 1995 года, группа модеров для Doom, называющая себя Team TNT, готовилась выпустить довольно внушительный сборник карт для игры. Но товарищи из Id Software, почуяв возможную потерю прибыли, вовремя вмешались и предложили всё это дело, облачили проект в чистую коммерцию. И, хотя игровое сообщество выдавало негатив по этому поводу, Team TNT довели дело до конца, отдавшись в лапы компании.
Этот сборник стал двумя эпизодами по 32 уровня в каждом из них, то есть 64 отличнейших уровня. При этом, моддеры использовали возможности движка по максимуму, так что их карты были лучше оригинала. Игра стала немного сложнее, но в то же время гораздо привлекательнее.
Ну а сюжетно это всё те же разборки корпорации с демонами. только уже в других местах, в которых отважный герой неведомым образом оказался. Главное здесь то, что всё это время из него формировался настоящий истребитель демонов, гроза и ужас несчастных тварей, посмевших выбраться из глубин Ада и устроить безобразие в нашем мире.
Doom 64 (1997)
Специально для Nintendo 64 была выпущена эта часть серии. В последствии, аж в 2020, игру переиздадут и для других платформ, но это случится не скоро. Разработкой новой игры занималась уже другая компания - Midway Games, которая смогла качественно реализовать все составляющие оригинального Doom.
К сожалению, картриджи тогда накладывали некоторые ограничения, так что от части задуманного пришлось отказаться. Так, например, несколько противников оригинальной игры и несколько уровней, которые разработчики хотели воссоздать, пришлось оставить за бортом. Но что всё-таки смогло принести этой части успех - так это использование модифицированного движка и новая оболочка игры. За графическую составляющую её хвалили все, и даже говорили о том, что выглядит игра гораздо лучше всех предшествующих частей.
В общем, использовав оригинальную формулу, Midway Games создали довольно хороший продукт, который, к тому же, стал одним из примеров возможностей Nintendo 64, а это, сами понимаете, большой шаг для рекламы консоли.
Doom 3 (2004) и Doom 3: Resurrection of Evil (2005)
Долгое время разработчики выжимали всё, что могли из уже выпущенной серии. Конечно, разработка Doom 3 началась ещё в 2000 году, но продолжалась целых четыре года. Так что практически семь лет ничего такого грандиозного в истории Doom не случалось.
В любом случае, игроки продолжали наслаждаться оригиналом франшизы, моддеры делали своё дело, контент никогда не заканчивался и игрокам было, во что играть. До сих пор в сети есть сайты, где можно найти более 18 000 различных модификаций Doom.
А Doom 3, по сути, задумывалась как ремейк и возможность воскрешения серии игр. Не все в компании тогда были согласны с тем, что серию вообще стоит воскрешать, но успех, опять же, свежей Return to Castle Wolfenstein поставило компанию на правильные рельсы. И, хотя выход Doom 3 был очень даже успешным, а сама игра и вышедшее после дополнение, стали самыми продаваемыми для компании играми, не все обрадовались игре и не все понимали, в какой момент разработчики свернули не туда.
Да, разработчики использовали современные в то время технологии, но сделали это, как бы сказать, без души. Игра многим казалась абсолютно однообразной от начала и до самого конца. Плюс ко всему, разработчики внезапно решили обратиться к киношным приёмам и добавить в игру атмосферу хоррора, но всё это выглядело как клише на клише. Знаете, я чертовски боялся играть в Doom 3 в то время, но, если начать игру сейчас, сразу становится заметно, что создатели просто паразитировали на популярных тогда идеях.
В любом случае, игра сохраняла своё главное достоинство - атмосферу. Да, это был уже не тот зубодробительный экшен, но экшен здесь был. Здесь был молчаливый, мощный герой, толпы демонов, ожидающих скорой расправы, жестокость, насилие, море крови и всё то, за что Doom любили. А это было главным для большинства игроков, так что воскрешение серии нисколько не провалилось.
Мобильные игры (2005 - 2009)
Сразу же после успеха Doom 3 началась череда разработок для мобильных платформ. Так, в 2005 году мир увидел Doom RPG, внешне крайне похожий на оригинальную серию игр с ролевой составляющей. Но, так как это пошаговая ролевая игра, геймплей разительно отличался и главной часть игры стал сюжет и погружение в него.
А в 2009 вышло сразу две игры: Doom Ressurection и Doom RPG II. Первая, вышедшая под Ios, использовала наработки Doom 3, визуально была похожа на неё и использовала тех же персонажей и графику.
А вторая, являющаяся продолжением Doom RPG, всё также делала упор на сюжетную составляющую и погружала игроков в исторические события, посвящая процессу изучения мира большинство времени.
Застой перед выходом Doom (2008 - 2016)
В 2008 году была анонсирована Doom 4, которая должна была стать прямым продолжением третьей части, а игровой процесс хотели сделать похожим на популярную в то время серию Call of Duty. Всё это длилось до 2011 года, пока разработчики не поняли, что игре не уделяется должное количество времени, так что игровому сообществу сообщили о перезапуске процесса разработки.
И вместе с ним, о полном перезапуске серии, анонс которого состоялся в 2014 году на E3. И вот, в 2016 году мы наконец увидели тот самый Doom, который невероятным образом возвращал игроков к оригиналу. Использовав все современные наработки, подключив современные технологии, мы получили современный и мощный перезапуск серии.
Причём, немногие к этому времени могли согласиться с тем, что у студии что-то получится. Ведь выход последней вменяемой игры был аж в 2004, 12 лет назад. С тех пор прошло много времени, другие шутеры занимали вершины чартов, популярность серии стремительно катилась в тот самый ад, откуда началось вторжение в истории игры.
Однако, возращение к старой школе, воскрешение жестокого духа Doom, принесло игре то, что она заслуживает. Всего за год было продано более 2 миллионов копий, а игра несколько раз попадала в топ-10 самых популярных игр Великобритании. Летом 2018 года стало известно, что количество игроков, хотя бы раз запустивших Doom в Steam равно 3 197 626 человек. Какова эта цифра сейчас? Думаю, гораздо больше.
Doom FVR (2017)
Полагаясь на успех вышедшей ранее Doom, разработчики решили пустить корни и в VR-гейминг, так что год спустя была разработана версия для VR. Она использовала всё ту же формулу, игровой процесс ничем не отличался от предыдущей игры, но какой-то популярности эта часть так и не получила.
Как, впрочем, и хороших отзывов: многие ругали систему перемещения, неприспособленную для игру в виртуале. И это утверждение было верным, ведь игра предполагала лишь передвижение рывками на короткие дистанции или телепортацию на более дальние. Играть в такое было сложно и неудобно, так что можно сказать, что Doom FVR, созданный на волне успеха Doom, провалился.
Doom Eternal (2020)
В 2018 году было анонсировано прямое продолжение Doom, сюжет которого происходит через два года после событий предшественника. В целом, это был всё тот же успешный Doom, только с некоторыми изменёнными механиками. Нам добавили дэши (рывок), отняли стартовый пистолет, но дали мощное оружие ближнего боя. Это была всё та же формула, но порядком отполированная и подкрученная то тут, то там.
Несмотря на довольно слабый сюжет, который был таковым во всех играх серии, вся та атмосфера, тот жестокий и ураганный геймплей сохраняли себя, а это было главным для фанатов серии и для любителей экшена в частности.
Нам дали всё, что нужно, дали надежду на то, что жанр будет жить и будет радовать поклонников долгое время. Зрелищность, атмосфера, саундтрек - позволили игре одержать верх в нескольких номинациях "лучших" игр, а доход составил более 450 миллионов долларов. По сей день это одна из самых доходных платных игр в цифровом формате.
Mighty Doom (2023)
И вот, пока мы ждём продолжения, серию решили немного подоить выпуском рогалика под мобильные платформы. Мультяшная графика, простой и популярный геймплей - такова была формула успеха. Все модельки персонажей и противников выглядели как игрушки из Doom, ну а геймплей максимально понятен - продвигайся сквозь орды и ловушки, всячески улучшая характеристики и попытайся дойти до конца.
На самом деле, на фоне популярности рогаликов, что-то из этого могло получиться. Но всё уничтожила простая жадность, которая заставила разработчиков добавить внутриигровой магазин. При этом отмечалась неравномерно скачущая сложность игры, которая намеренно подталкивала к использованию этого самого магазина с целью усиления персонажа. К счастью, 7 августа этого года, игра будет закрыта раз и навсегда.
Doom: The Dark Ages (2025)
Ну а мы все ждём приквел серии, который будет происходить в средневековых декорациях и расскажет нам предысторию Палача Рока. Описание игры в Steam и вовсе ставит на нужные рельсы:
СТАНЬТЕ СУПЕРОРУЖИЕМ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ВОЙНЕ С АДОМ
Разве нам нужно что-то большее? Достаточно лишь того, чтобы атмосфера безумия сохранялась, погружая нас в невообразимый в своей мощи экшен. Но будет ли The Dark Ages также успешна, как её предшественники, увидим в 2025 году.
Читайте и другие статьи:
А на этом, пожалуй, всё. Комментируйте, ставьте лайки, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новых обзоров и подборок. Спасибо за внимание, играйте в любимые игры с удовольствием!